Нефтяники пересаживаются на электромобили
Они видят альтернативный источник доходов в быстрорастущем рынке
Развитие электротранспорта может стать серьезной угрозой для нефтяных компаний. Поэтому они уже начали подстраиваться под грядущие изменения.
Как следует из недавнего доклада Международного энергетического агентства (МЭА), количество электромобилей на дорогах мира достигло 3,7 млн штук. Пока это ничтожно мало по сравнению с мировым парком автотранспорта, который насчитывает более 1 млрд машин. Тем не менее, по прогнозу МЭА, уже к 2030 году электромобилей в мире может стать 125 млн, а при благоприятных условиях — и все 220 млн. При этом будет сокращаться доля машин с двигателями внутреннего сгорания. А это прямая угроза доходам нефтяных компаний. Поэтому крупнейшие нефтедобывающие компании уже начали готовиться к революции в мире транспорта.
Новым примером этого процесса стало инвестирование $20 млн британской BP в израильский стартап StoreDot, который занимается разработкой батарей с ультрабыстрой подзарядкой. В феврале британская корпорация вложила $5 млн в американский стартап FreeWire, который планирует развернуть сеть зарядочных станций в США и Европе. Суммы скромные для такого гиганта, как BP, но за последние пару лет таких примеров накопилось немало.
В октябре прошлого года Royal Dutch Shell (RDS) купила крупнейшего в Европе оператора зарядных станций для электромобилей NewMotion. В распоряжении этой компании более 30 тыс. станций в Западной Европе, а также еще 50 тыс. точек партнеров, доступ к которым получают клиенты NewMotion. А за месяц до соглашения с RDS компания договорилась о сотрудничестве с еще одним нефтегазовым гигантом — французской Total, чьи клиенты получили доступ к зарядным станциям датского оператора.
Total, к слову, занимается разработкой и собственной технологии зарядки автомобилей. Для этого корпорация приобрела в 2016 году за $1,1 млрд более 90% акций компании Saft Groupe.
В феврале Saft сформировала альянс с Siemens, Solvay и Manz, чтобы создать твердотелый аккумулятор нового поколения для электромобилей.
Альянс должен помочь европейским производителям выдержать конкуренцию со стороны Китая и США, которые уверенно лидируют на рынке аккумуляторов. На прошлой же неделе Saft объявила, что намерена вложить в разработку аккумуляторов нового поколения €200 млн.
BP 10 мая подписала меморандум о сотрудничестве с шанхайским инвестфондом NIO Capital, который занимается инвестициями в высокие технологии, связанные с автомобильной индустрией. Сюда входят создание сетей зарядных станций, новых комплектующих, включая аккумуляторы, и беспилотных автомобилей.
Последние привлекают нефтяных гигантов не меньше чем установка точек подзарядки. Например, в прошлом году венгерская MOL Group запустила собственный сервис такси. Пока парк компании насчитывает всего 300 машин, но треть из них — электромобили.
Крупнейший в мире экспортер нефти Саудовская Аравия также активно инвестирует в электромобили и мобильные сервисы такси. Так, в 2016 году Public Investment Fund приобрел 5-процентную долю в Uber, заплатив за нее $3,5 млрд. Кроме того, PIF является одним из крупных инвесторов SoftBank Vision Fund, который активно вкладывает средства в мобильные сервисы такси по всему миру.
Впрочем, в Саудовской Аравии пока довольно скептически относятся к разговорам о том, что углеродные источники энергии в скором времени станут никому не нужны, а мир пересядет на электромобили. «Многие ошибочно полагают, что электромобили так легко и просто заменят машины с двигателями внутреннего сгорания»,— заявил гендиректор Saudi Aramco Амин Нассер в феврале на конференции CERAWeek. По его словам, этот переход займет многие десятилетия.
К тому же электромобили, очевидно, нуждаются в электроэнергии, а ее в большинстве случаев по-прежнему получают от того же угля. Особенно это актуально для таких рынков, как Индия или Китай. Поэтому говорить о скором переходе этих стран на электромобили — преждевременно. А значит и спрос на бензин здесь сохранится, и нефтяным компаниям не стоит беспокоиться об отсутствии спроса на нефть.