Сотрудничество скрытое и открытое
Сергей Лавров наносит ответный визит в Руанду
Глава МИД РФ Сергей Лавров, направляющийся на встречу со своими коллегами по БРИКС в ЮАР, вчера на полдня с рабочим визитом заглянул в Руанду, где встретился с президентом и министром иностранных дел этой страны. Отвечая на вопрос “Ъ”, господин Лавров сообщил, что в ходе переговоров обсудил в том числе перспективы поставки российских систем ПВО. Зачем еще глава МИД РФ впервые посетил Кигали, выясняла на месте корреспондент “Ъ” Галина Дудина.
Африканский образец для подражания
По площади территория Руанды сопоставима с Тульской областью, только людей здесь в восемь раз больше — на 26 тыс. кв. км живут более 12 млн человек. По плотности населения это вторая страна в Африке. Но вчера утром, когда в город въехала делегация российского министра, машин на улицах столицы Руанды Кигали практически не было. Два раза в месяц по воскресеньям с 7 до 12 утра улицы перекрывают для проведения дня без автомобиля, а жители столицы выходят на утреннюю пробежку.
Статистика говорит, что большая часть населения страны живет за чертой бедности, но в столице пешеходы одеты элегантно, мужчины — в европейскую одежду, многие в костюмах, женщины в ярких национальных платьях. На туристов внимания не обращают. Власти делают ставку на развитие туризма, и граждане ряда стран, в том числе и России, с января могут получить визу прямо на границе за $30. По официальным данным, доходы от этой отрасли увеличились с $200 млн в 2010 году до $404 млн в 2016 году. Это значительная сумма для страны, долю западной помощи (включая кредиты) в бюджете которой удалось снизить почти с 80% в 1990-е годы до 33% в этом году.
Улицы чистые — ни мусора, ни окурков. В стране запрещены пластиковые пакеты, а их контрабанда грозит тюремным заключением. В местных СМИ сообщается, что накануне в Кигали закончился уже седьмой конкурс «Безопасность и гигиена», за победу в котором в течение шести месяцев соревновались 34 столичных округа. Денежные призы и подарки от правящей партии и городских властей вручались за коллективную борьбу с наркоманией, насилием, коррупцией, защиту экологии, а также гражданские инициативы по поддержанию правопорядка вроде ночных патрулей. Смертная казнь за тяжелые преступления была отменена еще в 2007 году, но учет и контроль по-прежнему жесткий, и уровень преступности низкий для Африки.
«Руанда хотя и небольшая, но быстро развивающаяся страна, которая проводит активную кампанию по позиционированию себя в мире как современного государства, достойного и полноправного члена мирового сообщества. Несмотря на критику политического режима в стране со стороны различных правозащитных организаций, Кигали пользуется мощной поддержкой, в том числе экономической и политической, со стороны Запада, где Руанду иногда пытаются представить образцовой африканской страной»,— говорит “Ъ” замдиректора Института Африки РАН, директор Международного центра антропологии НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрий Бондаренко.
«Во всяком случае, так было до прихода к власти нынешней администрации США, до того как президент Дональд Трамп заявил, что не будет поддерживать режимы, давно находящиеся у власти, а президент Поль Кагаме недавно избрался в третий раз. Он бессменно правит страной с 1994 года, когда оказался во главе борьбы за свержение предыдущего режима и прекращение печально известного геноцида»,— напоминает эксперт.
«Представителей народности тутси стали убивать задолго до 1994 года»
Руанда, находившаяся с конца XIX века под протекторатом Германии, а затем под опекой Бельгии, получила независимость в 1962 году. Имевшее длительную историю противостояние народностей хуту и тутси в итоге вылилось в геноцид 1994 года, в ходе которого за сто дней были вырезаны минимум 800 тыс. тутси и еще более 1 млн бежали из страны. Затем майор Поль Кагаме сформировал на территории соседней Уганды повстанческую армию тутси и сверг режим хуту. С 2000 года он занимает пост президента страны, причем свои третьи выборы в 2017 году выиграл, набрав более 98% голосов.
В Кигали построен мемориал жертвам геноцида с вечным огнем и двухэтажным музеем. У безымянных могильных плит двухсот пятидесяти из сотен тысяч жертв разбит розарий и цветет магнолия. «Мы хотим показать, что в Руанде был единый народ, который говорил на одном языке. Но в колониальный период были введены удостоверения личности, которые разделили народ по расовому признаку, причем используя ошибочные критерии»,— рассказывает Сергею Лаврову официальную предысторию геноцида директор мемориального комплекса Оноре Гатера, показывая фото из экспозиции, где одному из тутси измеряют длину носа. «Представителей народности тутси стали убивать задолго до 1994 года, их представляли врагами и подвергали сегрегации на всех уровнях, а потом тысячи холмов покрылись телами». Страна тысячи холмов — так неофициально называют Руанду, и мемориал также расположен на одном из холмов столицы.
Сергей Лавров осмотрел экспозицию музея и оставил в памятной книге запись: «Глубоко сопереживаю национальной трагедии дружественного народа Руанды. Постигшая его четверть века назад страшная беда остается незаживающей раной в сердцах миллионов людей. Надо сделать все, чтобы подобные преступления никогда не повторились, энергично противостоять ксенофобии, расовой и религиозной нетерпимости. Неоценимо то, что делает президент Поль Кагаме для укрепления межэтнического мира и согласия в своей стране».
Сотрудничество по «Скрытому разделу»
«Руандийско-российские отношения хорошие»,— сообщается на странице посольства Руанды в Москве. Глава диппредставительства посол Жанна д`Арк Муджавамария на время визита российского министра приехала в Кигали. Она выпускница Российского университета дружбы народов (РУДН) и свободно говорит по-русски. «В 1990 году, когда я приехала на учебу в Москву, у нас только в РУДН учились около 40 руандийских студентов, большинство из них получали советскую стипендию на учебу,— вспоминает она в разговоре с “Ъ”.— Сейчас в России мало знают о Руанде, а в Руанде — о России. Так что у нас много работы, но многообещающее будущее: развиваются учебные, межбанковские связи. Россия помогла нам открыть залежи природных ресурсов, в том числе драгоценных камней. И теперь нужно время, чтобы их оценить и разработать».
Как пояснил “Ъ” советник посольства РФ в Кигали Михаил Никитин, в 2016–2017 годах российская компания «Геотехнологии» провела первую в истории Руанды электронную воздушную геофизическую съемку территории, что позволило обнаружить много новых месторождений. «Руководство Руанды, основываясь на этой информации, создало новое управление, фактически министерство природных ресурсов, которое возглавил бывший личный секретарь президента, и планирует развивать сектор добычи, обработки и экспорта минералов»,— поясняет заместитель главы дипмиссии. В прошлом году экспорт минералов из Руанды вырос более чем на 260%, до $125 млн, в ближайшие два года планируется довести его до $800 млн, а к 2024 году — до $1,5 млрд. «Сейчас между Россией и Руандой проходят интенсивные консультации, идет попытка установить связи с подразделением "Росгеологии" "Зарубежгеологией", работа по привлечению российских инвестиций и компаний, которые занимаются геологоразведкой и экспортом минералов. Учитывая, как легко здесь регистрируется бизнес, это перспективное направление для инвесторов»,— говорит дипломат. «Мы заинтересованы в сотрудничестве в горнодобыче и продолжаем работу, начатую в 2016 году»,— подтвердила, отвечая на вопрос “Ъ”, глава МИД Руанды Луиза Мушикивабо. Осенью прошлого года она приезжала в Москву и пригласила Сергея Лаврова нанести ответный визит.
Пока товарооборот между Россией и Руандой составляет всего около $100 млн. Руандийские кофе, чай и фрукты до российского рынка практически не доходят (за прошлый год экспорт не превышал $15 млн). Основную же долю товарооборота составляет импорт из РФ, в том числе военно-технической продукции и… бумаги. Российский «Гознак» еще несколько лет назад подписал контракты на поставки банкнот по заказам центробанков Руанды, Гвинеи и еще нескольких африканских и азиатских стран. Так, в России печатается самая крупная руандийская купюра 5 тыс. руандийских франков (чуть больше 600 руб.) с изображением гориллы, а на обороте — традиционных плетеных корзин. По данным ФТС России, за прошлый год из России в Руанду всего было экспортировано 1,4 тонны товаров из группы «Книги, бумага, картон» на сумму $707 тыс.
Основную же долю экспорта в прошлом году составили товары из так называемого «Скрытого раздела» весом 50 тонн на сумму $81,8 млн. Под эту категорию попадают, в частности, поставки по линии ВТС. Отвечая на вопрос “Ъ” о сотрудничестве в военно-технической сфере, Сергей Лавров пояснил: «На вооружении руандийских сил безопасности, армии, правоохранительных органов есть наши вертолеты, автомобили "Урал", которые используются армией и службами безопасности. Есть целый ряд поставок стрелкового оружия». Сейчас, по словам министра, обсуждаются поставки российских систем ПВО.