«Северной Венеции» напомнили о расплате
и повторно пригласили в суд
Компания «Русджам Стеклотара Холдинг» (РСХ) пытается инициировать банкротство своего клиента — винодельческого предприятия ООО «Завод "Северная Венеция"». Поставщик сомневается в способности производителя алкоголя погасить долг за отгруженную стеклянную тару и намерен добиваться введения на предприятии процедуры наблюдения. Руководство «Северной Венеции» при этом утверждает, что ведет с РСХ переговоры об урегулировании ситуации. Параллельно с этим возврата долгов через суд от завода требует ряд других контрагентов.
Компания РСХ подала заявление о банкротстве завода "Северная Венеция", следует из картотеки арбитражных дел. Соответствующий иск был зарегистрирован 28 мая, но арбитраж отказался его принять из-за того что кредитор не разместил информацию о планах обратиться в суд в реестре сведений о банкротстве. Выполнив это требование, РСХ может подать повторный иск к компании.
В РСХ "Ъ" пояснили, что обращение в суд связано с тем, что производитель алкогольной продукции не погасил долг за поставку стеклянной упаковки. "Предприятие не может расплатиться с долгами, поэтому мы собираемся добиваться введения в отношении него процедуры наблюдения",— уточнил представитель компании.
Перед подачей банкротного иска компания РСХ отсудила у производителя шампанского 11 млн рублей долга по договору поставки, заключенному в 2015 году, и 4 млн рублей неустойки. Из материалов арбитража следует, что задолженность образовалась из-за того, что завод "Северная Венеция" полностью не рассчитался с поставщиком за полученную стеклянную тару. После того как арбитраж удовлетворил претензии поставщика, "Северная Венеция" оспорила решение суда в апелляционной инстанции, но проиграла. В РСХ отметили, что с октября 2017 года, когда было вынесено итоговое решение, "Северная Венеция" выплатила им лишь 3 млн рублей.
Генеральный директор и владелец завода "Северная Венеция" Ольга Котович сообщила "Ъ", что обсуждает возможность урегулирования ситуации с истцом. Других подробностей она не раскрыла, но отметила, что оставляет за собой право подать на "Ъ" в суд в случае выхода статьи.
В число российских активов РСХ входит пять заводов, которые находятся в Ленинградской области, Башкортостане, Краснодарском крае, Вологодской и Владимирской областях. Согласно "СПАРК-Интерфакс", выручка ООО "РСХ" по итогам прошлого года составила 7,8 млрд рублей, чистая прибыль — 1 млрд рублей. Компания является частью стеклотарного дивизиона турецкого концерна "Шишеджам". Совокупные производственные мощности стеклотарного подразделения "Шишеджам" составляют 2,3 млн тонн. По оценке концерна, он является крупнейшим производителем стеклотары в России и Турции, а также четвертым в Европе.
Завод "Северная Венеция" производит шампанское под брендами "Северная Венеция", "Князь Болконский", "Золотистое", "Петербургское", а также тихие и игристые вина и винные напитки. Производственные мощности компании расположены в Гатчинском районе Ленинградской области. На заводе работает три линии розлива мощностью в 1 млн бутылок в месяц, указано на сайте компании. По информации kartoteka.ru, выручка завода по итогам 2016 года достигла 512,1 млн рублей, чистая прибыль — 29,7 млн рублей. Ольге Котович принадлежит 93,17% компании через ООО "Меркурий" и 6,83% напрямую, указано в kartoteka.ru. Также она является владельцем ООО "ТД "Северная Венеция"", которое занимается оптовой торговлей алкоголем.
Претензии к платежной дисциплине завода "Северная Венеция" есть и у других контрагентов. Так, по данным kartoteka.ru, в 2018 году к компании было подано девять исков на общую сумму в 14,6 млн рублей, в 2017 году — 11 исков на 20,9 млн рублей.
Один из контрагентов завода рассказал "Ъ", что на момент заключения договора поставки компания предоставила ему гарантии выплаты, но затем попросила об отсрочке платежа, сославшись на отсутствие денег. "Предприятие купило у нас продукцию в прошлом году, но до сих пор не рассчиталась. При этом их завод работает и выпускает шампанское. Складывается впечатление, что они изначально договариваются о закупке, понимая, что не собирается расплачиваться",— утверждает он. Возможно, это связано с неэффективным управлением предприятием, допускает собеседник "Ъ".
По мнению генерального директора НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максима Черниговского, данная ситуация свидетельствует о сложностях не только на алкогольном, но и на потребительском рынке в целом. "Российские виноделы не выдерживают конкуренции с западноевропейскими партнерами. У нас высокие таможенные пошлины, нет мер поддержки винодельческой отрасли, которые есть в странах Западной Европы (Франции, Испании, Италии)",— отмечает он. За первые четыре месяца 2018 года объем продаж шампанского и игристых вин упал на 15% к аналогичному периоду прошлого года, указывает эксперт.
Директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз отмечает, что производство шампанского и игристых вин сократилось за последние пять-шесть лет с 200 млн тонн в год до 120 млн тонн в год. "В ситуации падения уровня жизни и зарплат эта продукция замещается винными газированными напитками. Минимальная розничная цена шампанского 164 рубля, а винные газированные напитки могут стоить дешевле 100 рублей, поэтому конкурировать с ними очень тяжело",— подчеркивает он. При этом заводу "Северная Венеция" вряд ли угрожает банкротство, учитывая размер долга, добавляет господин Дробиз.