Минкульт удерживает «Христа во гробе»
Срок исключения картины из фонда Русского музея истек
Министерство культуры не исполнило предписание Выборгского горсуда до 1 июня исключить незаконно находящуюся в госсобственности картину Карла Брюллова «Христос во гробе» из Музейного фонда РФ. Новым предлогом для отказа вернуть арестованный в 2003 году шедевр коллекционерам из Германии Александру и Ирине Певзнер Минкульт называет отсутствие запроса таможни. Хотя Выборгская таможня еще 7 мая сообщила суду, что не может организовать «оформление и возврат товара», пока он остается «единицей музейного хранения».
1 июня истек срок для исполнения Министерством культуры предписания Выборгского суда исключить картину Карла Брюллова из Музейного фонда РФ и списка экспонатов Русского музея. Картина была приобретена в Европе и временно привезена Александром Певзнером на экспертизу в Русский музей в 2003 году, но была арестована ФСБ, обвинявшей коллекционера в неправильном таможенном оформлении (контрабанде) его собственности.
Дело было прекращено в связи с истечением десятилетнего срока давности, после чего суды, включая Верховный и Конституционный, решали вопрос о законности ее конфискации. В 2016 году картина была зарегистрирована в госсобственности и коллекции Русского музея. Но 14 июня 2017 года вступило в силу решение президиума Верховного суда об отмене ее конфискации и возврате картины законным владельцам «после надлежащего таможенного оформления».
7 мая Выборгская таможня сообщила Выборгскому суду, что не может в соответствии с судебными решениями организовать «таможенное оформление и возврат товара законному владельцу». «Товар находится на постоянном хранении в Русском музее», который не вправе выдать таможне для оформления «единицу музейного хранения» без разрешения Минкульта, доложил суду представитель таможни. К письму приложен соответствующий ответ директора Русского музея Владимира Гусева от 5 апреля. Он уточнил, что картина зарегистрирована в государственном каталоге Музейного фонда РФ и может быть исключена из него только Минкультом. Поэтому 4 мая Выборгский суд потребовал, чтобы Минкульт до 1 июня картину из Музейного фонда РФ и коллекции музея исключил.
До сих пор, напомним, Минкульт настаивал, что суд от него исключения картины не требовал, а производство по этому делу не завершено.
Адвокат коллекционеров Максим Крупский в апреле предупреждал в письме главу департамента культурного наследия Минкульта Юрия Евтюхина, что «злостное неисполнение» судебного решения или иного обращения суда «образует состав преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ».
1 июня пресс-служба Минкульта отказалась ответить на вопросы “Ъ”, исключена ли картина из Музейного фонда (что не требует обращения таможни) и сообщил ли об этом Минкульт суду.
Ведомство утверждает, что исполнению вступившего год назад в силу судебного решения оно «не препятствует». Картина подлежит возвращению господам Певзнерам, но лишь «после надлежащего оформления органами таможенного контроля», а «органы таможенного контроля в Минкульт с целью проведения таможенного оформления картины Карла Брюллова "Христос во гробе" не обращались», выдвинули новую версию в Минкульте.
«Министерство культуры последовательно под разными надуманными предлогами не исполняет судебное решение и обязательное предписание Выборгского горсуда об исключении картины из Музейного фонда РФ. Считаю действия должностных лиц министерства абсолютно беспрецедентными, умаляющими авторитет судебной власти и грубо нарушающими мои права»,— сказала “Ъ” Ирина Певзнер.
«Не припомню более эпичной истории с упрямым неисполнением распоряжений сразу трех российских судов в пользу частного лица по спору с государством, ведь Конституционный суд, президиум Верховного суда и Выборгский горсуд с марта 2017 года признавали необходимость вернуть ставшую уже легендарной картину Карла Брюллова Ирине и Александру Певзнерам»,— сказал “Ъ” руководитель судебной практики Института права и публичной политики Григорий Вайпан. Он отметил, что «Минкульт больше полугода прикидывался, что не умеет читать и якобы суды возвращать картину его не обязывали, но теперь впервые публично признал, что картина подлежит возврату». Попытки же «всячески оттянуть исполнение судебных решений бессмысленны», считает эксперт.