Правосудие гендерного типа
“Ъ” узнал о неравных правах российских судей
В ряде регионов России граждане столкнулись с тем, что график работы судов предусматривает часы приема для женщин и мужчин. Как выяснил “Ъ”, на самом деле время отправления правосудия зависит не от пола посетителей, а от гендерной принадлежности судей и сотрудников аппарата. Дело в том, что в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему районах женщинам положена сокращенная рабочая неделя, поэтому суды либо вынуждены закрываться раньше обычного, либо отводить для рассмотрения дел и приема граждан «мужские» часы.
Внимание к гендерной проблеме судопроизводства привлек правозащитник из Воронежа Илья Сиволдаев. Обратившись к странице сайта с графиком работы Елизовского райсуда (Камчатский край), он обнаружил такую строку: в пятницу женщины — с 9:00 до 13:00, мужчины — до 17:30. «Бывают в бане женское и мужское отделения, туалеты бывают женские и мужские, но вот чтобы прием в суде женщин и мужчин велся по пятницам раздельно — это явная сегрегация»,— опубликовал господин Сиволдаев сообщение в Facebook.
Проведя мониторинг официальных сайтов судов, “Ъ” обнаружил, что на страницах ряда участков мировых судей, районных и городских судов общей юрисдикции, а также арбитражных судов на Камчатке, Чукотке, Сахалине, в Коми, Архангельской области и Сибири опубликована аналогичная информация. Главным при этом оставался вопрос: кого разделяют суды по гендерному признаку — посетителей или собственных сотрудников? Большинство коллег господина Сиволдаева восприняли публикацию на сайте суда как информирование о приеме граждан разного пола, то есть, по сути, о дискриминации. Высказывались предположения, что сегрегация введена, так как досмотр женщин при необходимости должны вести женщины, а мужчин — мужчины.
Юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук вспомнил о «позитивной дискриминации» в отдельных районах России, где рабочий день по Трудовому кодексу у женщин короче, чем у мужчин. Эту информацию подтвердили “Ъ” в Елизовском суде, а также в пресс-службе Судебного департамента РФ. Согласно ст. 320 Трудового кодекса РФ, для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается сокращенная (максимум 36 часов) рабочая неделя с оплатой, соответствующей полной неделе. Поэтому и в судебной системе проживающие в суровом климате женщины — от сотрудников аппарата до судей — работают меньше, чем их коллеги мужского пола. Кто и зачем потребовал этот внутренний распорядок публично обнародовать на сайтах судов (причем далеко не всех), “Ъ” в Судебном департаменте оперативно пояснить не смогли.
«Режим работы суда для посетителей не может зависеть от гендера сотрудников,— отметил господин Передрук.— Но на сайтах судов зачем-то указаны режимы работы сотрудников, которые для посетителей никакой ценности не представляют, а, напротив, вводят их в заблуждение». «Зачем посетителю знать, сотрудник какого пола встретит его в суде?» — согласен юрист правозащитной организации «Сутяжник» Антон Бурков.
Отметим, что параметры «женского» и «мужского» графика в разных судах разнятся. В одних судах «женское» время работы ежедневно заканчивается раньше «мужского», в других — рабочий день короче только по пятницам. При этом приемные часы, что наиболее важно для граждан, в ряде судов совпадают с «женским» рабочим графиком, но в некоторых судах двери кабинетов и канцелярий открыты в «мужское» время, когда в стенах суда по этой логике посетителям должны встречаться одни мужчины. В Елизовском суде, например, подчеркнули, что у них по пятницам во второй половине дня всегда дежурят мужчины и доступ граждан к правосудию не ограничен из-за северных льгот.
Илья Сиволдаев убежден, что график работы судов, таким образом, поставлен в зависимость от наличия мужчин в штате суда. Кроме того, у судьи-мужчины должен быть помощник и секретарь мужского пола, а у судьи-женщины — женского, поскольку они должны работать в одно и то же время. По мнению господина Сиволдаева, обсуждения требует как норма Трудового кодекса о сокращенной рабочей неделе с точки зрения ее убедительности, так и ее применение в режиме работы судебной системы.
Для сотрудниц судебной системы реализация льготы также создает проблемы. На форуме секретарей судов в интернете обсуждаются ситуации, когда председатель суда отказывается сократить рабочие часы, а «за переработку никто платить не собирается». «Просто обидно, другим людям мы восстанавливаем справедливость, если нарушены права на тот же труд, а сами его нарушаем. И не можем себя защитить. Советы уйти на другую работу не помогают, у нас нет другой работы»,— возмущается участница форума.
Напомним, в российских судах проблема гендерного неравенства вызвала громкий скандал в связи с делом многодетного офицера Константина Маркина о праве военнослужащих мужского пола на отпуск по уходу за ребенком. Признание Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) в его деле дискриминации мужчин привело к скандалу в Конституционном суде и началу дискуссии о возможности неисполнения решений ЕСПЧ.