Старикам здесь уместно

Хасан Ганиев о ралли классических автомобилей

Тридцать лет швейцарская компания Chopard выступает партнером и официальным хронометристом одной из легендарных гонок — Mille Miglia. В этом году отмечают юбилей. Гонка Mille Miglia, впервые состоявшаяся в 1927 году и задуманная как состязание на выносливость, на протяжении многих лет собирала и собирает лучшие образцы автомобильной технической и дизайнерской мысли. Не станет исключением и мероприятие этого года: на исторической трассе протяженностью ровно 1 тыс. миль (1,6 тыс. км), идущей по кольцу Бреша--Рим--Бреша через две сотни итальянских городков и селений, на старт выйдут 440 экипажей, включая два экипажа часового спонсора с такими звездными участниками и страстными автогонщиками, как Альберто Каррерас, сын знаменитого тенора Хосе Каррераса, и сопрезидент Chopard Карл-Фридрих Шойфеле. Именно по инициативе последнего дом Chopard стал покровителем Mille Miglia. Многолетнее сотрудничество оказалось успешным и взаимовыгодным. Ведь, как утверждает господин Шойфеле, "любители красивых автомобилей зачастую неравнодушны к изысканным часам, а любители изысканных часов — к красивым автомобилям". По давней традиции к очередному состязанию ретромобилей часовой дом Chopard подготовил новую лимитированную и пронумерованную серию хронографов Mille Miglia 2018 Race Edition.

Ретроафиша ралли Mille Miglia, 1933 год

Фото: Chopard

Mille Miglia не первое и не последнее мероприятие в календаре энтузиастов классических гонок, но, безусловно, одно из самых ярких. Эта гонка едва ли не лучше всех других позволяет понять, что движет людьми, которые собирают старые автомобили, гоняют на них и гоняются за ними. Ответ очевиден и прост. Во-первых, это красиво. Старые машины, в конструкцию которых вложено значительно больше ручного труда, чем в современную технику, ценны еще и тем, что несут на себе отпечаток романтического флера и "юношеских" иллюзий автопрома, который в свои ранние годы был бизнесом одаренных одиночек, а не безликих концернов. Эти модели демонстрируют многообразие форм, идей, имен, эмблем. Но тираж почти любой модели прошлого ничтожен по современным меркам, что автоматически делает ее редкой и повышает ее ценность и привлекательность. Более того, многие сохранившиеся образцы, заявленные для участия в классических ралли или фестивалях, уникальны своей персональной историей, связанной с биографией их известных владельцев. Люди практические видят в мероприятиях, подобных Mille Miglia, хорошую возможность продемонстрировать товар лицом, чтобы потом выгодно продать ретроавтомобиль с аукциона. Тех, кто собирает редкие машины в надежде на то, что они станут еще более редкими, среди коллекционеров немало. Коллекционирование автомобилей сейчас и модный тренд, и доходный бизнес: суммы, вырученные за один день на торгах RM Auctions или eBay, часто превышают десятки миллионов долларов. А рекордный лот одного из таких аукционов поражает воображение: спорткар Ferrari 250 GTO Berlinetta продан за фантастические $38,1 млн.

Часы Chopard Mille Miglia Racing Colours

Но все же если автомобильные аукционы — это бизнес, то автомобильные гонки — это скорее личное. Один из знаменитых собирателей автостарины Ральф Лорен как-то признался: "Я покупал машины, чтобы ездить. Машина для меня источник вдохновения и удовольствия. С моментами, когда находишься за рулем, мало что сравнится в жизни". Ежегодный Гран-при классических автомобилей AvD-Oldtimer-Grand-Prix в немецком регионе Айфель — один из самых крупных в мире — привлекает как раз таких энтузиастов. Его главная изюминка — смотровая и соревновательная площадка, знаменитый автодром "Северная петля", побывать на котором и попробовать свои силы мечтает всякий любитель скорости. В прошлом году автодром Нюрбургринга отмечал 90-летие активной и профильной эксплуатации. Зрители, число которых превысило 60 тыс., смогли рассмотреть во всех подробностях и увидеть в движении легендарные модели 20-80-х годов под управлением легендарных автогонщиков прошлого: пятикратного чемпиона и девятикратного призера 24-часовых гонок в Ле-Мане Дерека Белла, неоднократного победителя суточных заездов в Ле-Мане и Нюрбургринге, короля кузовных гонок Клауса Людвига, первого чемпиона ДТМ Фолькера Штрицека, бывших пилотов "Формулы-1" Йохена Масса и Кристиана Даннера, чемпиона мира по гонкам на выносливость Андре Лоттерера и других. Справедливости ради нужно сказать, что подобными Гран-при могут похвастать и большинство других европейских и американских треков: бельгийская трасса Спа-Франкоршам, английский трек Сильверстоун, американский автодром Санома.

Часы Chopard Mille Miglia 2018 Race Edition

И все же классическая гонка — это не спорт в чистом виде. Это прежде всего светское мероприятие, где и впрямь важна не победа, а участие. В заездах Mille Miglia в разные годы можно было увидеть немало представителей голубых кровей и политиков, а также популярных актеров, певцов и музыкантов. Спортивная часть события обильно перемежается "брейками", например на берегу озера Гарда, и разнообразными пунктами культурной программы: в этом году организаторы Mille Miglia запланировали для гостей ряд небольших отклонений от маршрута с посещением дома Энцо Феррари, фабрики Pagani и музея Mille Miglia.

Масштабностью и особой аурой отличается также Фестиваль скорости в Гудвуде, крупнейшее из открытых автошоу Европы. Это чисто английское по духу мероприятие каждое лето собирает тысячи гостей со всего мира. Рекорд посещаемости — 196 тыс. человек. В 50-60-е годы девятичасовые гонки на выносливость в Гудвуде достигли пика популярности, но впоследствии из-за серии аварий от серьезных соревнований отказались. Сейчас здесь проводятся "потешные" заезды с обязательным "подъемом на холм", в которых принимают участие автомобили самых разных типов, классов и возраста — от болидов "Формулы-1" до столетних раритетов. Здесь можно взять автограф у нынешних и бывших звезд большого автоспорта, которые могут оказаться и среди зрителей, и среди пилотов. Автопроизводители используют площадку фестиваля как для чествования былых звезд своих модельных рядов, так и для презентаций новинок.

Ралли Mille Miglia

Фото: Alexandra Pauli for Chopard

В этом отношении мало что может сравниться с калифорнийским конкурсом Pebble Beach Concours d'Elegance. Впервые проведенный в 1950 году, своим появлением он обязан гонкам, спонсируемым Американским клубом спортивных автомобилей. Из состязания на скорость мероприятие в итоге превратилось в конкурс элегантности, представляющий уникальные образцы техники, автомобили не просто с громким именем, но и с замечательной родословной. Но коллекционные и редкие автомобили, включая так называемые амбарные находки, уже не единственные герои на Пеббл-Бич. Компанию им составляют новейшие концепты и эксклюзивные серийные модели, которые вызывают не меньший интерес, чем раритеты.

Вся лента