Даты
70 лет назад «Огонек» написал о первом выпуске в Суворовском училище. За 5 лет до того, в 1943 году, в СССР открыли девять Суворовских училищ, в том числе и в Калинине (это имя тогда носила Тверь), в здании бывшей семинарии. Летом 1948-го первый суворовский набор сдавал выпускные.
Шел экзамен по литературе. «Борису Коровину достался трудный вопрос: Шекспир и его эпоха. В училище знают, что Борис Коровин потерял отца-летчика, погибшего при выполнении боевого задания, что война разлучила его с матерью, оторвала от школы. Когда в 43-м году его приняли в Суворовское училище, он был рассеян, угрюм, учился посредственно. И вот Борис стоит перед экзаменаторами возмужавший, спокойный и уверенный в себе»,— писал «Огонек».
Суворовские училища с самого начала призваны были решать двоякую задачу. Не только подготовить офицеров для армии, но и как-то пристроить детей войны. Таким и был первый состав суворовцев — у всех отцы воевали. Некоторые истории в беседе с корреспондентом «Огонька» вспоминал начальник училища генерал-лейтенант Иосиф Баринов. «Вот работа Юрия Сабурова… Не ахти какая, попадаются стилистические погрешности,— говорил генерал, перебирая тетрадки.— Но ведь надо знать, как писал Юрий Сабуров три года назад! Мальчик вырос у нас на глазах. Он из Щербакова. Отец его отдал жизнь за Родину. Помню, как он к нам приехал: документов у него не было; вместо справки представил фронтовую фотографию отца».
Сами суворовцы вспоминали другое. Спортивные занятия и походы по пересеченной местности: «Знаете, как мы ходили? По пять суток с полной нагрузкой. По-суворовски. Ночевали в лесу: под голову — мох, одну полу шинели на себя, другую — под себя». Первый бал в училище: «Позвали школьниц, а сами жмемся по углам. Не знаем, как пригласить на танцы». Наконец, парад Победы в 45-м — тогда 400 калининских курсантов впервые прошли маршем по Красной площади. «С трудом можно узнать в этих широкоплечих, подтянутых, сосредоточенных юношах мальчиков, которых запечатлела фотография в 1943 году»,— писал «Огонек».