«Вот ботинки автора выглядывают»

Маленькие фильмы, с которых начинали большие режиссеры

«Вот ботинки автора выглядывают»

Маленькие фильмы, с которых начинали большие режиссеры

9 июня с показа фильма Андрея Тарковского «Каток и скрипка» в сети «Москино» стартует цикл «Начало. ВГИК»: в течение года в кинотеатрах «Юность», «Звезда» и «Факел» покажут первые короткометражные работы будущих больших советских режиссеров. По просьбе Weekend кинокритик Алексей Артамонов выбрал самые интересные короткометражные фильмы, снятые в СССР, и попросил режиссеров, дебютировавших в новом столетии, рассказать о том, почему их нужно (или не нужно) пересматривать сегодня


Каток и скрипка (46 мин)

Андрей Тарковский, 1960

«Каток и скрипка» — пример поэтической работы с короткой формой, уже давно ставший классическим. За 46 минут, что длится этот сентиментальный рассказ о мальчике, скрипке и водителе катка, в кадре произносится всего 35 реплик. Главным источником вдохновения для Тарковского и соавтора сценария Андрея Кончаловского был «Красный шар» Альбера Ламориса, за несколько лет до этого получивший «Золотую пальмовую ветвь» и «Оскар» и успевший стать эталоном обходящегося без слов лирического кино о детстве. В «Катке и скрипке», как и у Ламориса, внутренний мир ребенка показан через взаимоотношения с предметами, и потому огромную роль играют звук и цвет. Тарковский для своего диплома нуждался в выдающемся операторе и первым делом без ложной скромности обратился к снимавшему «Летят журавли» Сергею Урусевскому. Только после его отказа было решено пригласить Вадима Юсова — с ним же Тарковский снимет «Иваново детство», «Андрея Рублева» и «Солярис».


Взгляните на лицо (10 мин)

Павел Коган, 1966

10-минутный фильм Ленинградской студии документальных фильмов, снятый будущими классиками, а тогда еще начинающими режиссером Павлом Коганом и оператором Петром Мостовым, фактически стал манифестом новой советской документалистики. Простая, но революционная для своего времени идея — снять скрытой камерой лица людей, созерцающих картину в музее,— принадлежала студенту второго курса режиссерского факультета ВГИКа Сергею Соловьеву, обозначенному в титрах как автор сценария. Именно эту короткометражку будущий режиссер «Ассы» считает первым и одним из самых важных фильмов своей фильмографии. Составленная исключительно из кадров и реплик, которые группа в течение месяца записывала рядом с «Мадонной Литта» в Эрмитаже, работа произвела настоящий переворот в документальном кино — 12 лет спустя Герц Франк в своем великом фильме «Старше на 10 минут» просто доведет эту идею до предела — до единого плана.


Девочка и вещи (10 мин)

Никита Михалков, 1967

«Девочка и вещи» — немой этюд, классическое вгиковское задание для курсовой, ставшее первой режиссерской и сценарной работой Никиты Михалкова. Увлеченный идеей, позже сформулированной в одной из книг его брата как «отражение сильнее луча», молодой Михалков фокусируется на работе с деталями: через взаимодействия девочки с вещами раскрывается не только детская психология, но и взрослая жизнь ее дома, снятого в одной из комнат квартиры отца, Сергея Михалкова. Благодаря гениальной непосредственности пятилетней исполнительницы (Михалков нашел актрису в парикмахерской на Арбате) и изобретательной работе со звуком и изображением, авторам удалось создать один из лучших фильмов о детстве, далекий от символизма прославленных короткометражек Тарковского и Кончаловского. Михаил Ромм, у которого учился и Михалков, иронично назвал эту картину «Девочка в комиссионном магазине».


У меня нет друга, или One Step Beyond (23 мин)

Алексей Балабанов, 1988

Алексей Балабанов поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров заочно — он уже работал тогда ассистентом на Свердловской киностудии. «У меня нет друга» и «Раньше было другое время» — его первые курсовые короткометражки, материал которых потом частично войдет в его дипломный фильм «Настя и Егор». Музыка и Свердловский рок-клуб во всех трех работах занимают центральное место, и даже их названия с ними связаны непосредственно: «Раньше было другое время» — строчка из песни Вячеслава Бутусова, которая звучит в фильме, «У меня нет друга» — рефрен песни Белкина, играющего роль самовлюбленной звезды локального рок-андерграунда. А «Настя и Егор» — это, собственно, Настя Полева и Егор Белкин. Многие из мотивов, заявленных в этих первых работах, отзовутся потом в будущих фильмах Балабанова. Но что их выделяет — фокус на женщинах, которые, в отличие от поздних фильмов, здесь являются героинями действительно главными (исключения — незаконченная «Река» и «Груз 200», но там главных героев несколько). Уже как минимум это делает ранние короткометражные работы Балабанова интересными. Как и то, что свой путь в кино он начинал все-таки с реализма кухонных пьянок и обшарпанных репетиционных точек, а не с модернистской условности Беккета и Кафки.


Мальчик и голубь (20 мин)

Андрей Кончаловский, 1961

Снятый на втором курсе в легендарной мастерской Михаила Ильича Ромма «Мальчик и голубь» принес Кончаловскому его первую международную награду — «Бронзового льва» Венецианского кинофестиваля, где значительно позже особым призом жюри отметят его «Дом дураков» (2002), а две последние картины получат призы за режиссуру («Белые ночи почтальона Тряпицына», 2014 и «Рай», 2016). «Золотого льва» из Венеции в том же 1962 году увез Андрей Тарковский, за «Иваново детство», главную роль в котором исполнил открытый Кончаловским в «Мальчике и голубе» Николай Бурляев — пятнадцатилетнего непрофессионала на съемки своей короткометражки режиссер пригласил буквально с улицы. Эта лирическая кинозарисовка о детстве и мечте отлично характеризует оттепельную тенденцию, в которой взрослому миру все чаще противопоставляется взгляд ребенка, и предвосхищает знаковый для своей эпохи фильм Михаила Калика «Человек идет за солнцем», тоже снятый в 1961-м, но вышедший на экраны годом позже.


Жиних (8 мин)

Элем Климов, 1960

Действие этого простого и в то же время изобретательного комедийного парафраза «Ромео и Джульетты» разыгрывается в начальной школе во время контрольной по математике. Немой восьмиминутный этюд, снятый Элемом Климовым на втором курсе ВГИКа, обеспечил молодому режиссеру внутриинститутскую славу и премию на кинофестивале студенческих фильмов. Именно благодаря этому три года спустя в качестве дипломной работы ему, еще студенту (большая для советского времени редкость), одобрят первый полнометражный запуск на студии «Мосфильм» — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», где климовское умение работать с детьми получит свое полноценное воплощение. Музыку из прокофьевского балета «Ромео и Джульетта», создающую один из главных комических эффектов «Жиниха», Климову предложил использовать преподававший на курсе Микаэл Таривердиев. Он же станет композитором и на «Добро пожаловать».


Трамвай в другие города (29 мин)

Юлий Файт, 1962

Дипломная работа Юлия Файта, однокурсника Тарковского и Шукшина и еще одного выпускника мастерской Ромма, тоже укладывается в оттепельное стремление показать мир глазами ребенка: тайком от родителей двое мальчишек отправляются в путешествие на последнем трамвае, чтобы узнать, куда он ходит ночью. Это один из первых сценариев Геннадия Шпаликова, сценариста и режиссера, определившего дух советского кино 60-х больше, чем кто-либо другой. Прежде чем утвердить свою заявку, близким друзьям по ВГИКу Файту и Шпаликову пришлось пройти через множество отвергнутых идей. Однако «Трамвай» худсовет «Мосфильма» поддержал сразу, и для обоих он стал первым фильмом, попавшим в кинотеатры. Уже через год выйдет картина Данелии «Я шагаю по Москве», с которой 26-летний Шпаликов станет знаменитостью. Файту повезет меньше: вторая его полнометражная картина «Мальчик и девочка» (1966) по сценарию Веры Пановой будет подвергнута серьезной цензуре, и режиссера на 10 лет отлучат от профессии.


Пес Барбос и необычный кросс (10 мин)

Леонид Гайдай, 1961

После не самого удачного кинематографического старта (сатира на советскую бюрократию «Жених с того света» в 1958-м едва не стоила Гайдаю карьеры) широкую известность главный комедиограф Советского Союза приобретает именно благодаря короткометражкам. В них впервые появляется бессмертная троица Трус, Бывалый и Балбес, перекочевавшая на экран из стихотворного фельетона «Пес Барбос и необычный кросс» украинского поэта Степана Олейника — на его основе Гайдай впервые пишет собственный сценарий. Идею же «Самогонщиков» ему подал Юрий Никулин, исполнявший в цирке номер на схожую тему. Соединив советский сатирический пафос с эксцентрикой 1920-х годов, Гайдай неожиданно обнаруживает золотую комедийную жилу, которую потом разработает в своей трилогии главных народных хитов 1960-х годов — «Операции „Ы"», «Кавказской пленнице» и «Бриллиантовой руке».


Апрель (45 мин)

Отар Иоселиани, 1961

«Апрель», который должен был стать дипломной работой Иоселиани в мастерской Александра Довженко, «за отвлеченный символизм» оказался раскритикован вгиковской комиссией и больше 30 лет пролежал на полке. Историю любви двух молодых людей, постепенно гибнущей под грузом вещей и жажды приобретательства, Иоселиани намеренно снимает без диалогов, пытаясь освоить грамматику чистых метафор: язык, на котором персонажи бранят друг друга во второй половине фильма, был выдуман авторами. Отказавшись переделывать картину, Иоселиани ушел из ВГИКа. Диплом он защитит лишь в 1964-м, поработав на заводе и сняв там документальный «Чугун», и за 16 лет — до эмиграции во Францию — сможет поставить в СССР всего лишь три игровых фильма.


В горах мое сердце (40 мин)

Рустам Хамдамов, 1967

Свой дебютный фильм, «импровизацию на тему рассказа Сарояна», как гласит начальный титр, Рустам Хамдамов снял на третьем курсе ВГИКа и сразу же покорил всех — от Андрея Кончаловского, который вдохновлялся им при работе над своим «Дворянским гнездом», до Феллини и Антониони. Этой тонкой и изобретательной стилизацией под немое кино и фильмы 1930-х, в которой южная романтика смешивается с образами американского быта начала века, а лиризм Рене Клера — с буффонадой слэпстика, Хамдамов контрабандой протащил в советское кино моду на ретро. Он выступил автором в полном смысле этого слова: режиссер, сценарист, сам сделал декорации и костюмы и, в дополнение ко всему, исполнил роль тапера, играющего на рояле посреди булыжной мостовой. А еще открыл блистательную Елену Соловей, которая прославится позже благодаря «Рабе любви» Михалкова.


Остановите Потапова! (35 мин)

Вадим Абдрашитов, 1973

Получасовая зарисовка о типичном герое эпохи застоя — в меру циничном сотруднике некоего НИИ, не успевающем жить, но пытающемся взять от жизни все,— была, по свидетельству кинокритика Андрея Плахова, таким же вгиковским хитом, как «В горах мое сердце» Хамдамова. Абдрашитову эту курсовую, снятую опять же в мастерской Михаила Ромма, предложили засчитать сразу в качестве диплома. Перейдя на «Мосфильм», он вскоре встретит Александра Миндадзе, своего сценариста и соавтора на долгие годы, вместе с которым исследовать психологию и противоречия позднесоветского человека они продолжат уже совсем в другой тональности. Автором сценария «Потапова» выступил, впервые в своей карьере, Григорий Горин — написав его по мотивам собственного сатирического памфлета.


Весенний дождь (25 мин)

Кира Муратова и Александр Муратов, 1958

История встречи и первого романтического чувства, возникающего между двумя молодыми людьми, была снята Кирой Муратовой вместе с первым мужем Александром Муратовым как курсовая в режиссерской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Несмотря на выбранную тему и юный возраст и постановщиков, и сыгравших здесь Олега Табакова и Валентины Хмары, фильм ощутимо контрастирует с общей приподнятой интонацией оттепельного кино, полного легкости и надежды. Формальная и смысловая завершенность этой работы, ее эмоциональная сложность и глубина, удивительным образом раскрытые в менее чем получасовом хронометраже, поражают и сегодня. Еще не стилем, но фирменной муратовской горькой лирикой она предвосхищает «Короткие встречи» и «Долгие проводы», первые ее полностью самостоятельные фильмы. Сама Кира Георгиевна, исполнив в «Весеннем дожде» эпизодическую роль, тоже появилась на экране впервые.


Тени на тротуарах (26 мин)

Владимир Краснопольский и Валерий Усков, 1960

Двоюродные братья Валерий Усков и Владимир Краснопольский, будущие авторы первых советских сериалов «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», с самого начала мечтали об игровом кино, но поступили тем не менее в документальную мастерскую ВГИКа к Илье Петровичу Копалину (это его «Разгром немецких войск под Москвой» получил первый отправившийся в Россию «Оскар»). Помимо прочих резонов так можно было быстрее войти в профессию: документалисты тогда учились на год меньше. Уже на третьем курсе Усков и Краснопольский оказались на Центральной студии документального фильма, где взялись за сценарий о народных дружинниках. Художественно используя дикторский текст и виртуозно смешивая игровое и документальное — с проститутками и фарцовщиками они работали, как с актерами, а знакомых студентов снимали в роли спекулянтов,— режиссеры сделали крайне нетипичный для советской документалистики фильм, который даже был выпущен в широкий прокат. «Тени на тротуарах» стал их дипломом, и председательствовавший в экзаменационной комиссии Иван Пырьев через полгода пригласил режиссеров на «Мосфильм».


Из Лебяжьего сообщают (32 мин)

Василий Шукшин, 1960

Свой диплом Василий Шукшин снимал по собственному сценарию и сам исполнил в нем одну из главных ролей. И хотя на фоне более смелых эстетических экспериментов выпускников его поколения фильм приняли без особых восторгов, было тем более очевидно: в кино пришел серьезный и самостоятельный автор. В получасовой черно-белой истории одного дня из жизни сельского райкома Шукшин сразу обозначил, что его интересует и какие темы он будет разрабатывать дальше. В образе его героя уже угадываются черты Егора Прокудина из «Калины красной» (1973), а исполнивший здесь одну из своих первых ролей Леонид Куравлев позже говорил, что заикающийся комбайнер Сеня Громов — эскиз к будущей роли Пашки Колокольникова, главного героя полнометражного дебюта Шукшина «Живет такой парень» (1964).


Йя-Хха (31 мин)

Рашид Нугманов, 1986

Рашид Нугманов, студент режиссерской мастерской Сергея Соловьева, рок-активистом был еще в Казахстане, где до поступления во ВГИК издавал самиздатовский журнал «ЗгГа», так что предложение снять документальный этюд о рок-музыке, с которым к нему обратился студент-оператор Алексей Михайлов, было вполне предсказуемым. Решено, правда, было снимать документально-постановочный фильм, для чего пригласили еще одного оператора — игровика Тельмана Мамедова. Несмотря на отсутствие четкого сценария, вынужденную спешку из-за проблем с ленинградскими властями (все съемки уложились в две недели) и недостаток пленки, отпущенной лишь на 10-минутную короткометражку, Нугманов всеми правдами и неправдами пытался сделать полный метр. К сдаче во ВГИКе с грехом пополам удалось смонтировать только получасовую версию, многие сюжетные линии в которой пропали или остались незаконченными. Но и этот результат впечатляет. «Йя-Хха» напоминает дебютный джармушевский «Отпуск без конца» и культовый «Downtown 81» о нью-йоркском андерграунде начала 1980-х. В советском кино подобного больше не было. Очень скоро благодаря этой работе Сергей Соловьев пригласит Цоя в «Ассу», а спустя еще год Нугманов поставит с ним выдающуюся, но более традиционную «Иглу». Образ Майка Науменко перекочует отсюда в картину, многим обязанную этой несовершенной и незавершенной короткометражке — в «Лето» Кирилла Серебренникова.


Расписание показов «Начало. ВГИК» на сайте сети «Москино»

Вся лента