Не лыком брит
Ноэл Галлахер выступил в Петербурге
Экс-лидер Oasis Ноэл Галлахер в прошлую пятницу впервые выступил в Петербурге, и момент оказался очень правильным. Новый альбом «Who Built the Moon?» оказался его самой живой и интересной работой со времен статусной группы и, похоже, окончательно закрепил его статус как сольного артиста без скидок и оговорок. Концерт в клубе А2 стал заходом по новейшей истории и, само собой, истории девяностых. Макс Хаген салютует Ноэлу Галлахеру.
«Ой, да вы, ребята, никак молодожены?» — Ноэл Галлахер обратил внимание на пару в свадебных нарядах, сливавшуюся в объятиях под «Don't Look Back in Anger». К окончанию концерта в клубе А2 действительно можно было сливаться, отрываться и в иные моменты даже честно всплакивать.
Прошлой осенью братцы, когда-то создавшие легенду Oasis и похоронившие своего брит-динозавра в 2009-м, отметились настоящей семейной музыкальной битвой. Младшенький, Лиэм, выпустил сольник «As You Were», а всего через неделю Ноэл нанес ответный удар альбомом «Who Built the Moon?». И если Лиэм так и продолжал перебирать каноны британского гитарного рока с Ленноном в сердце — и в этой святой простоте переплюнул старшего по продажам,— то Ноэл Галлахер от этих канонов шагнул довольно далеко в сторону. На помощь в работе над альбомом был призван музыкант и продюсер Дэвид Холмс, более известный по работе с электроникой. По резвости песен и плотности аранжировок «Who Built the Moon?» далеко уехал и от брит-попа, и от брит-рока, которые у брата Ноэла уже, казалось, вшиты в генетический код. В итоге получился не альбом, а целый бурлящий котел, в котором булькали бодрейший глэм и психоделика, ретро-поп и здоровая щепоть электронных звуков и ритмов — а для разнообразия и пара атмосферных инструменталок. Способности сочинять рок-хиты у Ноэла по-прежнему не отнять. Правда, такие ударные поп-вещицы, как «She Taught Me How to Fly» или «Holy Mountain» — со свистулькой из шлягера 70-х «Chewing Gum Kid» группы The Ice Cream и духовыми, подрезанными чуть не из «Let's Stick Together» Уилберта Харрисона — поклонникам Oasis раньше и присниться не могли.
Перед концертом возникал вопрос, реализуется ли все музыкальное пиршество «Who Built the Moon?» вживую. Некогда увиденный концерт Oasis по энергетике напоминал угрюмое окучивание картошки, а выступление Ноэла Галлахера на фестивале Maxidrom в 2012-м было настолько невнятным, что в брит-ценностях можно было и вовсе усомниться. В этот раз, однако, еще с саундчека в А2 прилетело СМС: «Кажется, будет круто».
Пожалуй, слово «круто» для этого концерта, что выдал братец Ноэл, было бы даже слабым.
Как специально для раскачки, сначала была заряжена инструментальная мочилка «Fort Knox» — «двоюродный брат» психоделического монстра «Fuckin' in the Bushes» Oasis — и уже второй же «Holy Mountain». Клуб разве что не встал на уши, а заметно напрягавшийся поначалу Ноэл расслабился: прием состоялся. Все первые песни, в том числе духоподъемный гимн «Beautiful World» и боевик «Keep on Reaching», были как специально собраны для того, чтобы взять аудиторию штурмом.
На жирнейшем звуке здесь не экономили, а музыкантов было столько, сколько и нужно для всего без скидок. Если требуются трубы-саксофоны — вот духовое трио. Нужны подпевки — три девушки. Если речитатив по-французски — то через настоящий телефон он и зачитывается вживую, никаких сэмплов. Если требуется в нужных песнях пару раз поддать женского вокала, то только ради этого будет вывезена черная женщина в белом — на минутку, певица YSEE, участвовавшая в последнем альбоме U.N.K.L.E. Количество музыкантов на сцене и умения звукорежиссера создавали звук такой густоты и плотности, что, казалось, его можно было бы пластать ножом. Здесь было пополам собственно аранжировок и чисто английского профессионализма со всей его школой, уходящей куда-то в 1960-е.
Сам Ноэл Галлахер, как и новые песни, тоже несколько оживился и со своим «джазмастером» и лаконичными, но эффектными позами издалека иногда напоминал Джонни Марра — вторую для него музыкальную икону после The Beatles. На усилителях можно было увидеть флаг футбольного клуба Manchester City: артист расписался в личных пристрастиях, а в ответ получил от толпы пару соответствующих речевок — публика собралась подготовленная.
С песнями Oasis Петербургу повезло. По сравнению с предыдущими концертами этого тура и, возможно, по случаю первого визита доза была увеличена — и было исполнено царских семь вещей, почти треть сет-листа. И если «обязательная программа» в виде «Wonderwall» и «Don't Look Back in Anger» была бы сыграна и так, куда без них,— то появление в сет-листе би-сайда «Half the World Away» или не слишком очевидной «Importance of Being Idle» приятно удивляло. Впрочем, самый прекрасный и трогательный момент случился, когда сразу после акустической «Dead in the Water», без паузы и так же под гитару, Ноэл Галлахер тихонько завел старинный хит «Supersonic». Зал, и без того разгоряченный, грянул так, будто всю жизнь готовился к этому моменту — а может, так и было. Здесь лишний раз становилось понятно, что под всем гитарным жужжанием Oasis и брит-шумом так и скрывались мастерски сочиненные братом Ноэлом вещи. Песня раскрывалась заново, и оказывалось, что хоть в три электрогитары, хоть в одну акустическую — сработает. В принципе можно говорить, что в А2 зрители увидели сразу половину исторической группы. После того, как братец Лиэм распустил Beady Eye, Ноэл подхватил гитариста Джема Арчера и барабанщика Криса Шэррока, игравших в Oasis поздних созывов и сейчас работающих с ним.
Первый визит Ноэла Галлахера в Петербург оказался подтверждением того, что наследие Oasis до сих пор живо, да и сам по себе он стоит многого. Более того, это наследие уже уходит в новые поколения. Некоторые коллеги отправлялись на концерт с детьми. «Дочке 16 лет, приобщу к прекрасному»,— писал приятель-англофил. Еще один друг и вовсе вывел девятилетнего сына, для которого концерт Ноэла Галлахера стал первым таким событием в жизни. Судя по аплодисментам и прихлопам мальчонки, моментально включившегося в действо — под молочный коктейль, — смена растет. А там, судя по свадьбам, и новая поросль не за горами.
Концерт, кроме очевидных вещей Oasis, завершился массовым кавером «All You Need is Love» The Beatles — еще один привет корням. На сцену высыпали все музыканты, и под духовое вступление незанятые взяли под козырек. И, честное слово, где-то здесь хотелось отсалютовать в ответ.