ФСБ изучает автовазагрегатное состояние
Банкротство бывшего поставщика автозавода вызвало вопросы
Как стало известно “Ъ”, ФСБ и МВД начали проверку в отношении «группы лиц», которые могут быть причастны к преднамеренным банкротствам ряда предприятий, являющихся, по их версии, «особо значимыми для экономики страны». В частности, речь идет об ОАО «Автовазагрегат», принадлежавшем «Ростеху»,— некогда одном из крупнейших поставщиков комплектующих для АвтоВАЗа. Кроме того, входившие в состав ОАО предприятия поставляли продукцию Горьковскому, Ульяновскому и Камскому автозаводам, а также ряду российских авиационных и оборонных предприятий. По результатам проверки будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела, в том числе по факту преднамеренного банкротства.
По данным источников “Ъ”, внимание силовиков привлекла активная распродажа по бросовым ценам активов «Ростеха» — самарского ОАО «Автовазагрегат», некогда одного из крупнейших поставщиков комплектующих для АвтоВАЗа (контролируется совместным предприятием «Ростеха» и альянса Renault-Nissan — компанией Alliance Rostec Auto BV), а также других автомобильных и оборонных заводов. Как установили правоохранители, в октябре 2015 года в Арбитражный суд Самарской области обратилось ООО «Майор». Этой компании, много лет поставлявшей сиденья на конвейер УАЗа, самарцы задолжали 2,1 млн руб. В итоге на «Автовазагрегате» была введена процедура наблюдения, а спустя десять месяцев предприятие признали банкротом. В ходе проверки уже выяснилось, что одним из значимых активов производителей комплектующих являлось ООО «Тольяттиспиртпром», которое незадолго до банкротства «Автовазагрегата» неожиданно было выведено из его состава. По независимой оценке, только имущественный комплекс ООО сейчас стоит более 300 млн руб. В правоохранительных органах полагают, что в результате непрозрачных схем на балансе у «Автовазагрегата» вместо действующего предприятия оказались весьма сомнительные векселя.
Нужно отметить, что вскоре уже и сам «Тольяттиспиртпром» ушел в банкротные процедуры — в июне 2016 года на нем была введена процедура наблюдения. По некоторым данным, в связи с этим банкротством у силовиков появятся вопросы к конкурсному управляющему «Автовазагрегата» Юлии Жарковой. По мнению правоохранителей, в ситуации, когда за «Тольяттиспиртпром» как актив «Автовазагрегата» еще можно было бороться, каких-либо реальных мер по возврату предприятия она не приняла.
Нужно также отметить, что в начале 2017 года временный управляющий «Тольяттиспиртпрома» в суде заявлял, что перед выводом этой компании из «Автовазагрегата» тольяттинское предприятие можно было финансово оздоровить и вернуть ему рентабельность, однако госпожа Жаркова, напротив, поддержала перевод ООО в конкурсное производство и объявление его банкротом. Сама она во время судебных заседаний заявляла, что «Тольяттиспиртпром» — неликвидный объект, лицензии на производство спирта никогда не имел и продан может быть якобы только за 10 млн руб. Кстати, не исключено, что за эту сумму он в итоге и может быть реализован: несмотря на то что на торги имущество предприятия выставлено по рыночной стоимости — 300 млн руб., минимальная цена отсечения при этом составляет как раз 10 млн руб. При этом правоохранители отмечают, что по странному стечению обстоятельств торги по продаже имущества организовывает фирма, бывший учредитель которой сейчас консультирует «Автовазагрегат», а Юлия Жаркова никоим образом не оспаривала ни порядок продажи, ни цену отсечения. Силовики полагают, что целью бенефициаров «Автовазагрегата» и «Тольяттиспиртпрома» является вывод активов и реализация их по минимальной цене подконтрольным им же лицам. Как выяснили правоохранители, уже сейчас представители «Тольяттиспиртпрома» пытаются добиться изменения вида использования земли и направили в гордуму Тольятти запрос на разрешение развивать на этих землях крупный фармацевтический бизнес. Оперативно получить комментарии в ООО «Тольяттиспиртпром» “Ъ” не удалось.
Кроме того, отмечают проверяющие, в подвешенном состоянии сейчас находится и другой актив «Автовазагрегата» — АО «Белебеевский завод "Атонормаль"» (БелЗАН). Это основной производитель крепежных изделий, пружин, оснастки для сборочных предприятий АвтоВАЗа и КамАЗа. Градообразующее предприятие в Белебее, в котором проживает около 59 тыс. человек, занимает 50% российского рынка крепежных изделий автомобильного назначения. БелЗАН совместно с ФГУП «НАМИ» участвовал в создании новой линии автомобилей «Кортеж» для первых лиц государства. В настоящее время предприятие находится на стадии реструктуризации долгов, которые на конец 2017 года составляли 2,1 млрд руб. При этом правоохранители пришли к выводу, что злоумышленники продолжают предпринимать активные попытки обанкротить предприятие путем создания фиктивной задолженности перед подконтрольными им организациями. Целью, по мнению силовиков, может быть обесценивание акций, которые сейчас находятся в залоге у «Ростеха».
По итогам проверки, по данным “Ъ”, может быть возбуждено уголовное дело сразу по нескольким статьям УК РФ — о злоупотреблении полномочиями, мошенничестве и преднамеренном банкротстве (ст. ст. 201, 159 и 196). В самом «Ростехе» начавшую проверку пока не комментируют.