Следствие тянет с нагайками
Пострадавшие от казаков и полиции на акции 5 мая жалуются на отсутствие расследований
Полиция Москвы отказала художнику Александру Иванову в возбуждении уголовного дела в отношении напавшего на него на несогласованном митинге 5 мая 2018 года человека в казачьей папахе. Другие пострадавшие в тот день от казачьих нагаек говорят об отсутствии расследования по их заявлениям. На то же указывают пострадавшие от полиции. Это стало поводом для подачи жалоб на бездействие сотрудников органов.
Художник Александр Иванов подал заявление о нападении на него на митинге 5 мая в управление МВД по ЦАО Москвы. Он сообщил, что снимал на телефон, как люди, одетые в казачьи папахи, избивают участников митинга, используя нагайки. Один из них спросил художника: «Ты кто такой?» «Я ответил: "Я москвич, здесь родился, это мой город". После этого сразу последовал удар лбом мне по лицу»,— вспоминает господин Иванов. «Иванова с переломом носа увезли на скорой в больницу, где сделали операцию»,— сообщила “Ъ” его защитник, юрист правозащитного фонда «Общественный вердикт» Светлана Тореева.
По словам господина Иванова, хулиганом оказался житель Ярославля Дмитрий Зайцев. Художник запомнил его, впоследствии опознал на видео и разыскал по сообщениям в сети. «Дознаватель квалифицировал действия "казака" как умышленное причинение легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115 УК РФ). При такой квалификации надо обращаться не в полицию, а к мировому судье. Но мы считаем, что здесь как минимум нарушение ч.2 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений). Полиция может возбуждать дела по этой статье, наказание не просто штраф, а лишение свободы»,— пояснила госпожа Тореева. «Мы подали жалобу в суд и в прокуратуру на решение полиции, а также заявление в Минюст с просьбой проверить, числится Зайцев в реестровых казаках»,— говорит адвокат. Впрочем, представители Ярославского городского казачьего общества ранее сообщали, что господин Зайцев не состоит в организации с 2013 года.
«Наши адвокаты защищают двух пострадавших от рук казаков в Москве. Были поданы заявления в СКР по Москве, но до сих пор нет никакой реакции»,— рассказал “Ъ” представитель правозащитной организации «Зона права» Булат Мухамеджанов. Одного из участников митинга люди в форме казаков били кулаками, а также нагайкой. 17-летнюю Дарью избили ногами. Она впоследствии нашла в интернете нападавшего человека. В заявлении в СКР, написанном ее матерью, говорится, что это уроженец Моздока Сергей Каниболоцкий.
Напомним, после акции протеста руководитель столичного департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Владимир Черников заявил, что мэрия Москвы не привлекала казаков для охраны порядка. Стоит отметить, что в Ростове-на-Дону в ближайшее время казаки будут патрулировать улицы с полицейскими. Заместитель атамана «Всевеликого войска Донского» Михаил Беспалов заявил, что 300 казаков будут охранять порядок во время проведения чемпионата мира по футболу. Казаки обещали разнимать дерущихся, а также бороться с представителями ЛГБТ.
Между тем, как выяснил “Ъ”, ряд пострадавших 5 мая от сотрудников полиции также отмечают, что расследование по их делам не ведется. Так, адвокаты «Зоны права» представляют интересы 13 человек. «Это жители Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Краснодара и Челябинска,— пояснил господин Мухамеджанов.— Заявления были поданы в СКР, реакции пока нет».
Пострадавший журналист «МБХ медиа» Александр Скрыльников рассказал “Ъ”, что с ним до сих пор не связались ни сотрудники СКР, ни представители УВД по Тверскому району после заявления о побоях. Его защитник, адвокат общественного движения «Открытая Россия» Сергей Бадамшин подал жалобу на бездействие сотрудников СКР. У господина Скрыльникова в руках был телевизионный микрофон, когда один из полицейских ударил его дубинкой по спине.
Некоторые заявления все-таки приняты в работу. Краснодарский адвокат Андрей Аванесян, сотрудничающий с «Зоной права», сообщил “Ъ”, что СКР ведет проверку по заявлению его доверителя Дмитрия Свитцева. Тот пожаловался на избиение в управлении полиции по Краснодару, куда он был доставлен после акции протеста. Также господин Аванесян ожидает проверки по другому заявлению, в котором фигурируют 30 фамилий участников протеста, сообщивших об избиениях в здании полиции.
Сотрудники СКР ведут проверку по заявлению жителя Красноярска, сообщила “Ъ” его адвокат, юрист фонда «Общественный вердикт» Виктория Брестер. «Заявитель — медик по профессии. Увидев, что на земле лежит человек, окруженный полицейскими, он подошел, чтобы оказать помощь. Однако один из полицейских его ударил в грудь так, что он упал на спину и ударился затылком об асфальт. Врачи поставили диагноз — черепно-мозговая травма легкой степени»,— рассказала госпожа Брестер. По ее словам, следователи уже опросили свидетельницу. «Ждем решения СКР. Служебная проверка в УМВД уже показала, что вины сотрудников полиции нет»,— добавила господа Брестер.
«Никому не понравится, если придут какие-то гопники и начнут людей бить»
Корреспондент “Ъ” Александр Черных побеседовал с казаком Василием Ящиковым, который подтвердил, что действительно был 5 мая на митинге. Господин Ящиков уверяет, что казаки пришли «просто побеседовать с оппозиционерами» и не собирались участвовать в разгоне митинга. Он пожаловался, что собравшиеся вели себя агрессивно, проявили неуважение к казакам, и тем пришлось «защищать себя и дать сдачи». Опрошенные “Ъ” участники митинга не согласны с такой версией.