Небо, самолет, выпивка
Часто ли пилоты выходят на рейсы в нетрезвом состоянии
За пьянство у летчиков могут начать отбирать пилотские свидетельства. Соответствующие поправки в законодательство предложила авиакомпания «Победа», которая накануне оказалась в центре скандала. Двое ее пилотов не смогли пройти предполетный медосмотр в аэропорту Сургута. Как часто возникает проблема нетрезвости пилотов, разбирался Иван Якунин.
Нельзя сказать, что это уникальное событие. Еще два месяца назад такой же скандал разгорелся вокруг пилота «Аэрофлота» Вадима Кашина: перед вылетом из Казани в Москву медики сообщили, что он пьян. Ситуация оказалась неоднозначной. Кашин объяснил, что выпил накануне бокал вина, а прибор, кажется, неисправен. В «Аэрофлоте» предъявили справку из наркодиспансера, утверждая, что пилот трезв. Пилоты «Победы» — по крайней мере, официально — никак не объяснили свои действия. Вероятно, экипаж не предупредили о вылете заблаговременно, допускает бывший командир воздушного судна Александр Романов: «Проблема может возникать, когда при планировании рейсов происходит чехарда. То есть человек думает, что он, допустим, завтра-послезавтра выходной, может выпить, а потом ему звонят и говорят: ты вечером летишь».
Предполетный осмотр — основной инструмент, который позволяет выявить проблемы у пилота, потому что в кабине за ним уже никто не следит. В последнее время контроль на этом этапе усилился, говорит заслуженный пилот России Вадим Базыкин. Но все же есть некоторые хитрости: «В авиации могут простить все, что угодно, кроме пьянки. Перед каждым рейсом мы проходим доктора: внешний вид, свежий запах, нормальный пульс. Если что-то одно из трех неудовлетворительно для доктора, он имеет право начинать с давления, дальше трубка, кровь и все прочее. Если подтверждается алкоголь, то однозначно пишется приказ, и человека выгоняют. Люди просто договариваются, берут дежурный экипаж, сами уходят, говорят, что якобы очень плохо себя чувствуют, и все. Тут все зависит опять же от человека, от медика — может пойти навстречу, сказать, что ладно, идите отдыхайте, а может занять принципиальную позицию. Может ли пилот принять стопку во время полета? Хотя во время полета не проверяют, пилот прекрасно понимает, что запах могут и второй пилот, и стюардесса, и наземная бригада учуять. Причем принимают алкоголь в основном, наверное, как допинг. В наше время нас учили пять лет, и за эти пять лет нас учили летать всего один год, а все остальное время — чувству ответственности, за нашими плечами человеческие жизни».
За последние несколько лет пьянство за штурвалом нередко приводило к катастрофам. В 2011-м на подлете к Петрозаводску разбился Ту-134. Штурман попросту перепутал посадочную полосу с автотрассой, в итоге самолет врезался в дерево и сгорел. А в 2012-м на Камчатке упал Ан-28, и в крови обоих пилотов обнаружили спирт. В обоих случаях экипаж был опытным. По всей видимости, самоуверенность и привела к трагедии, считает бывший пилот-инструктор Алексей Базеев: «В принципе все, естественно, опирается на профессионализм, ничто не мешает пилоту пройти медосмотр идеально, а потом пойти и выпить стакан коньяка. Управлять можно, но это уже зависит все от человека, как он относится к делу, и что для него главнее — по какому-то поводу выпить или все-таки 20–30 лет находиться в профессии».
В интернете множество анонимных рассказов летчиков, ставших свидетелями нетрезвого поведения своих коллег. Например, однажды неловким движением второй пилот сильно ударил по штурвалу, и самолет начал нырять, но командир во время успел исправить положение. Такие инциденты случаются, как правило, во время длительных перелетов. Во-первых, из-за того, что на международных рейсах багаж пилотов не досматривают. А во-вторых, так у пилота есть время, чтобы протрезветь, говорит летчик-испытатель Андрей Красноперов: «Когда самолет, допустим, взлетает с одного континента, или взлетел в Москве, а сел во Владивостоке, он летит больше 14 часов. Естественно, пилот знает, что он сядет через 13–14 часов, время выветривания алкоголя из крови зависит от веса, от меры употребления, но если он выпьет бокал пива или что-то еще, оно выветрится через несколько часов».
Сейчас за подобные проступки пилотов на время отстраняют от работы. Росавиация даже ведет специальный черный список персонала, позволившего себе выпить на работе. Если в 2013-м в него включили 36 человек, то уже в прошлом году он был вдвое длиннее. И в следующей редакции, судя по всему, пополнится еще как минимум на две позиции. По данным СМИ, инцидент произошел еще 26 мая, однако авиаперевозчик официально рассказал об этом только накануне.