«Трансгруз» заходит в зону охраны
Компании удалось добиться судебного разрешения на высотное строительство в центре Самары
ООО «Трансгруз» Эдуарда Волкова получило право на строительство еще одной многоэтажки в историческом центре Самары — в границах улиц Ульяновской, Галактионовской и Самарской. Строительная компания оспорила в суде постановление городской администрации, отменяющее выданное ранее разрешение на строительство. Суд не остановило ни то, что участок входит в охранную зону памятника истории и культуры — «Ансамбля застройки Самарской площади», ни планы по строительству там линии метрополитена.
ООО «Трансгруз» получило возможность построить многоэтажку в историческом центре Самары — в границах улиц Галактионовской, Ульяновской и Самарской. В мае этого года компания в суде оспорила решение городской администрации об отмене выданного ранее разрешения на строительство.
• ООО «Трансгруз» зарегистрировано в Самаре в 1997 году. Директор Андрей Видманов. 100% акций предприятия принадлежат Эдуарду Волкову. Выручка строительной компании в 2016 году составила 359,2 млн руб., чистая прибыль — 7,2 млн руб.
Участок 2606 кв. м кадастровой стоимостью 29,66 млн руб. перешел в собственность компании в 2013 году. Он предназначен для объектов жилой застройки, а именно — многоквартирных домов свыше четырех этажей в пределах исторической части города. В 2014 году компания на публичных слушаниях согласовывала перевод территории из зоны Ж‑3 (среднеэтажной жилой застройки от трех до шести этажей) в Ц‑3, которая допускает строительство жилых домов высотой более девяти этажей.В ноябре 2016 года «Трансгруз» опубликовал параметры застройки на участке. Выяснилось, что компания планировала возвести там жилой дом до 25 этажей с офисными помещениями и трехуровневым паркингом. Предусматривалось 107 квартир и 69 парковочных мест.
Как следует из материалов дела, в августе 2016 года «Трансгруз» получил разрешение на строительство многоэтажного дома. В это время городскую администрацию возглавлял Олег Фурсов. Департаментом градостроительства руководил Сергей Рубаков, в отношении которого в настоящее время возбуждено уголовное дело по ч. 5 ст. 291.1 УК РФ (предложение посредничества во взяточничестве) и ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
В сентябре 2017 года, незадолго до отставки, Олег Фурсов выпустил постановление об отмене разрешения на строительство. Однако «Трансгруз» с этим постановлением не согласился и в декабре 2017 года подал иск к главе города, администрации и департаменту градостроительства о признании документа недействительным.
Город в лице департамента градостроительства в суде сообщил, что для получения разрешения на строительство компания Эдуарда Волкова предоставила в мэрию градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), составленный в июле 2014 года. Однако департамент обнаружил, что предъявленный документ отличается от ГПЗУ, хранящегося в архиве департамента. Согласно архивному ГПЗУ, участок пересекается с охранной зоной объекта культурного наследия регионального значения — «Ансамбль застройки Самарской площади», и на нем запрещено высотное строительство.
Границы охранных зон были утверждены в 2012 году по приказу регионального министерства культуры. Однако в 2015 году пункты, регулирующие застройку на участке, были признаны недействительными.Суд пришел к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства неправомерности одного из ГПЗУ 2014 года. Документ, представленный заявителем при обращении за разрешением на строительство, был получен в департаменте. И его выводы говорили о соответствии проектируемого строения правилам застройки и землепользования. Также ограничения на строительство не были отражены в новом градостроительном плане, утвержденном департаментом в 2015 году.
Кроме того, согласно данным мэрии, участок пересекается с зоной проектирования и строительства первой очереди станции метро «Алабинская», «Самарская» и «Театральная». И на участке запрещено любое капитальное строительство. Но город не смог представить доказательства пересечения участков.
Против удовлетворения иска в суде выступило Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, но получить комментарий управления не удалось — ведомство не ответило на запрос редакции. Телефон руководителя управления Владимира Филипенко не отвечал. Также не смогли предоставить оперативный комментарий в министерстве строительства.
Адвокат Дмитрий Натариус напомнил, что у «Трансгруза» уже имеется опыт строительства многоэтажек в центре через судебные решения. Скандальная 33‑этажная высотка на улице Вилоновской была построена компанией Эдуарда Волкова по аналогичной схеме. Компания получила разрешение на строительство жилого дома, однако оно было отменено спустя несколько месяцев. Но суд признал отменяющее постановление недействительным.
«Учитывая, что ситуация повторяется не в первый раз, можно предположить, что у „Трансгруза“ есть хорошее лобби для получения разрешений, которые просто игнорируют наложение ограничений в связи с памятниками архитектуры. Выдают разрешения, потом после какой-нибудь очередной жалобы назначается экспертиза, которая устанавливает, что его невозможно было выдавать. Суд встает на сторону застройщика, потому что его права нарушаются. Но просто так эти разрешения не раздают», — сказал адвокат.
Тем не менее он считает, что у города есть шансы оспорить постановление арбитражного суда в вышестоящих инстанциях, отметив, что «ошибки чиновников кроме как суд никто не поправит».
Бывший главный архитектор Самары Виталий Стадников считает, что правовая коллизия сложилась в связи с тем, что самарские Правила застройки и землепользования (ПЗЗ) не соответствуют требованиям федерального законодательства и не содержат сведения о зонах охраны культурных объектов. Практика, когда город выдавал разрешения на строительство на участках, где строительство запрещено, сложилась, по словам архитектора, при Сергее Рубакове, который «лоббировал интересы „Трансгруза“ в городской администрации». «Сейчас город пытается этим решениям противостоять, потому что они усугубляют социальное напряжение, ситуацию с нехваткой школ и больниц, которые в этом районе в большом дефиците. Не говоря уже о том, что „Трансгруз“ строит очередную многоэтажку в историческом центре города, в зоне охраны объектов культурного наследия. Даже если эти зоны не отражены в ПЗЗ и ГПЗУ, они фактически там есть», — сказал Виталий Стадников.