Марганцевый миллиард
В Челябинской области продают завод, который не удалось запустить
Собственники Троицкого металлургического завода, где планировалось производить металлический марганец, выставили имущественный комплекс предприятия на продажу за 1 млрд руб. Изначально запустить новое производство на площадке бывшего дизельного завода собирались в 2016 году, однако проект общей стоимостью 5,4 млрд руб. так и не был реализован. По словам гендиректора ООО «ТМЗ» Александра Кошкина, решение о продаже было принято из-за невозможности привлечь проектное финансирование. По мнению экспертов, в случае реализации проект был бы востребованным. Директор Агентства инвестиционного развития региона Анатолий Лобко сообщил, что заводом заинтересовалась крупная металлургическая компания.
Имущественный комплекс ООО «Троицкий металлургический завод» (ТМЗ), где планировалось открыть производство металлического марганца, выставлен на продажу. Стоимость незапущенного предприятия оценена в 1 млрд руб., говорится в объявлении, опубликованном на Avito.ru. В состав имущественного комплекса входят: собственная подстанция мощностью 50 МВт, производственные помещения площадью 9 тыс. кв. м, четырехэтажный административно-бытовой корпус, складские боксы, железнодорожные пути (станция «Золотая сопка» находится в 5 км), автодорога. Общий размер промышленной площадки — 18 га. Также в объявлении говорится о наличии техусловий на присоединение к газу, водоснабжению и канализации.
О проекте производства металлического марганца мощностью до 33 тыс. т в год стало известно в 2014 году, тогда сообщалось о планах запустить завод во второй половине 2016 года. Проект ООО «ТМЗ» поддержали власти Челябинской области. На территории бывшего дизельного завода в Троицке планировалось построить новый цех, реконструировать существующие, создать более 400 рабочих мест. По данным, опубликованным на официальном сайте Агентства инвестиционного развития, общая стоимость проекта составила 5,4 млрд руб., он был рассчитан на окупаемость за 4,5 года. В октябре 2016 года пресс-служба правительства Челябинской области сообщала о том, что проект оценивается в 7,8 млрд руб. (в том числе собственный вклад инвестора — 2,1 млрд руб.), а кредитором выступит Евразийский Банк развития. Планировалось, что ТМЗ станет единственным предприятием по производству металлического марганца в РФ.
Против создания марганцевого производства в Троицке активно выступали местные жители, опасающиеся ухудшения экологии в городе. Они выходили на митинги, писали обращения в органы власти всех уровней и создали петицию на портале Change.org, которую подписали более 8,8 тыс. человек (население Троицка, по данным на 2017 год, составляло 75 тыс. жителей).
Генеральный директор ООО «ТМЗ» Александр Кошкин сообщил “Ъ-Южный Урал”, что главной причиной продажи завода стало отсутствие средств. «Компания не может привлечь проектное финансирование для развития этого проекта. Давно существует проектная документация, разрешение на строительство, разрешение Главгосэкспертизы. Компания вела большое количество переговоров с банками, финансовыми компаниями, металлургами, но в течение нескольких лет не получилось привлечь деньги для строительства, в этой ситуации было принято такое решение»,— прокомментировал господин Кошкин. По его словам, у компании, кроме самого объекта, нет дополнительных залогов. Гендиректор подчеркнул, что сложности с реализацией проекта не связаны с протестами жителей Троицка против строительства завода.
По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Троицкий металлургический завод» в равных долях владеют две московские компании — ООО «ККА-Финанс», которая в свою очередь на 100% принадлежит гендиректору ТМЗ Александру Кошкину, и ООО «Капиталгрупп» (владелец Татьяна Дымченко). Господин Кошкин также является бенефициаром ООО «Зубцовский машиностроительный завод» (Тверская область). По данным финансовой отчетности за 2016 год, основные средства ТМЗ составили 114,4 млн руб., оборотные активы — 177,8 млн, чистая прибыль — 20,2 млн руб.
По словам директора Агентства инвестиционного развития Челябинской области Анатолия Лобко, продажа имущественного комплекса ТМЗ связана с процессом разделения капитала среди акционеров компании, при этом вопрос реализации проекта не закрыт. «Мы работаем с крупной металлургической компанией, которая владеет рудной базой в Казахстане. Привлечение финансирования — это сложный момент, потому что проект финансово очень емкий. К сожалению, финансовые показатели инициатора достаточно сложные. С самого начала, когда мы включались в процесс, мы понимали, что нужен сильный партнер, над этой задачей и продолжаем работать. Если в проект поверят не только банки, но профессиональные игроки металлургического рынка, будет перспектива его реализации»,— сообщил господин Лобко “Ъ-Южный Урал”. По его словам, одной из моделей вступления заинтересовавшейся компании в проект является выкуп инвестором имущественного комплекса у собственников.
Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев считает, что протесты населения все же стали одной из причин возникших трудностей с запуском производства. Кроме того, по его словам, проект попал в неудачный для экономики период 2014–2016 годов. «Марганец нужен в частности для легирования стали. Если бы удалось урегулировать проблемы с экологическими протестами, в производство металлического марганца могли бы вложиться металлургические комбинаты, тот же ММК, например. Данные по производству марганца в РФ не раскрываются, но есть данные Федеральной таможенной службы по экспорту и импорту. Экспорт из РФ товаров группы “марганец и изделия из него, включая отходы и лом” незначительный по размеру, в прошлом году он составил всего 81,5 т и почти весь распределен по странам бывшего СССР. А импорт, напротив, растет: в 2017 году в страну ввезено 60,6 тыс. т. В структуре импорта по странам на первом месте Китай (91%), на втором — Украина (9%). Запуск нового собственного производства мог бы вписаться в программу импортозамещения. Планируемый объем выпуска должен был покрыть более половины импорта марганца в РФ»,— говорит эксперт. Кроме того, по его словам, этот проект мог бы способствовать интеграции в рамках Евразийского экономического союза, так как сырье должно было поставляться из Казахстана.