Башкирию готовят к самообложению
Курултай узаконивает практику сбора денег с населения на решение местных проблем
Депутаты парламента Башкирии (Курултая) подготовили к первому чтению поправки в закон о местном самоуправлении, которые позволят проводить референдумы по самообложению граждан. Собранные таким образом средства планируют направлять на решение «вопросов местного значения». В отличие от Татарстана, где за отказ участвовать в сборе денег граждан пытались оштрафовать, в Башкирии порядок самообложения декларируется как добровольный. Однако при этом местные депутаты зачем-то предусмотрели категорию «льготников», размер взносов которых при самообложении может быть уменьшен.
Депутаты комитета по местному самоуправлению, развитию институтов гражданского общества и СМИ Курултая Башкирии вчера без всякой дискуссии одобрили к принятию в первом чтении проект поправок в региональный закон о местном самоуправлении. В него предлагается добавить статью «Средства самообложения граждан» — разовых платежей, собираемых с населения на решение «конкретных вопросов местного значения».
Из текста проекта следует, что вопрос о самообложении и дальнейшем сборе средств на решение таких проблем будет выноситься на местный референдум или сход граждан, а сумма разового платежа устанавливаться равной для всех жителей муниципального образования. При том, что нормы, обязывающей граждан вносить такие платежи, в поправках нет, депутаты зачем-то предусмотрели исключения для «отдельных категорий граждан», которым сумма сбора может быть уменьшена. Таких «льготников» может быть не больше 30% от числа жителей этого муниципального образования. По каким параметрам будут определяться «льготники», в обсуждаемой редакции проекта не уточняется.
Инициатором внесения поправок выступил сам комитет. Его председатель Румиль Азнабаев заявил, что с одной стороны, депутаты тем самым приводят региональный закон в соответствие с федеральным (в декабре 2017 года Госдума приняла поправки в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусматривающие порядок самообложения граждан). С другой стороны, отметил депутат, «такое, что люди сами решали, вкладывались, было и раньше, а сейчас мы просто регламентируем этот процесс». Из чего, как заключил господин Азнабаев, принятие такого закона будет «шагом по пути к гражданскому обществу».
Еще одну пользу от самообложения председатель комитета увидел в том, что граждане смогут «не ждать, когда государство решит мелкие для страны, но существенные для села вопросы, а смогут решать их сами».
В обосновании законопроекта комитет отмечает, что самообложение может быть «дополнительной гарантией укрепления финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований» и поспособствует «увеличению активности и вовлеченности граждан в развитие муниципалитетов».
Пионером практики самообложения в России является Татарстан, где такой порядок сбора средств с граждан действует с 2013 года. В ноябре прошлого года, как сообщал “Ъ-Казань”, в республике прошел единый день местных референдумов, где жителям небольших городов предложили скинуться по 100–1000 рублей на освещение улиц, строительство дорог и обустройство кладбищ. Оппозиция расценила инициативу как принуждение граждан к двойному налогообложению. Согласно закону референдумы объявляют жители, но по факту их организовывают местные власти. Минфин Татарстана на каждый рубль, собранный с граждан, выделяет муниципалитету дополнительно 4 руб. Власти республики даже планировали узаконить штрафы от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб. за неисполнение решения референдума и отказ сдавать деньги, но позже отказались. Правда, в Зеленодольском районе Татарстана административная комиссия все же назначила по 250 руб. штрафа восьми жителям села Бело-Безводное за неуплату средств самообложения, но позже это решение отменил суд.
В Курултае Башкирии заявляют, что штрафовать граждан за отказ участвовать в самообложении не планируют. «У нас инициатива исключительно добровольная. Если, к примеру, у женщины в селе только коза есть и больше ничего — что она будет сдавать?» — отметил Румиль Азнабаев. Он добавил, что если собранных денег не хватит на решение вопроса, жители могут попросить помощи у власти. «Но это уже будет регламентироваться законом о местных инициативах»,— пояснил депутат.
По данным ЦИК России, в 2016 году в стране было объявлено более 1,6 тыс. местных референдумов, более 90% которых посвящены введению самообложения. За девять месяцев 2017 года их было 40, 39 из которых были посвящены тому же. 88,5% из 213 млн руб. собранных средств по итогам таких референдумов приходится на сельские поселения. Татарстан уже разработал инициативу проведения таких референдумов в отдельных частях крупных городов, например, на городских окраинах.
Михаил Тихонов, координатор движения «Голос» в Татарстане, наблюдавший за ходом референдумов по самообложению, отмечает, что самым распространенным нарушением было завышение явки. При явке ниже 50% результаты референдума несостоятельны, напоминает он. «Все дело в том, какой вопрос ставят на голосование, насколько он отражает интересы жителей. Иногда люди действительно готовы сдать деньги, чтобы решить проблему. Но иногда сразу понятно, что вопрос для голосования спущен «сверху»»,— отмечает он.
Юрист «Открытой России» в Татарстане Эльза Нисанбекова сообщила, что население воспринимает самообложение без энтузиазма. «Люди же уже платят налоги. Кроме того, в отличие от тендерных процедур, проводимых согласно закону о госзакупках, процедура отбора подрядчиков на работы в рамках самообложения не отрегулирована. Деньги могут уйти в чьи-то карманы. Словом, такие референдумы требуют серьезного гражданского контроля»,— отметила она.