Белорусская подпись уклонилась от квалификации
Республика получит доступ к госзакупкам в РФ в обход российского закона
В Министерстве цифрового развития вчера “Ъ” сообщили, что в отсутствие возражений коллег по Белому дому электронные цифровые подписи (ЭЦП), выданные в Белоруссии, будут признаваться для нужд госзакупок в РФ и после 1 июля. Белорусские поставщики были обеспокоены, что изменение закона о госзакупках в РФ могло закрыть для них и так осложненный доступ к российскому госзаказу — требование с 1 июля наличия у поставщика государства квалифицированной ЭЦП не может быть реализовано белорусским удостоверяющим центром. Однако для белорусских поставщиков сохранит силу соглашение Москвы и Минска о признании ЭЦП — его статус выше, чем у национального законодательства.
Беспокойство белорусских чиновников изменением с 1 июля 2018 года закона РФ о контрактной системе (оно могло сделать невозможным их участие в российских госзакупках) отражено в протоколе заседания межведомственной рабочей группы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по вопросу взаимного признания цифровой подписи государствами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Поправки в закон о госзакупках с 1 июля требуют подписания заявок усиленной цифровой подписью, но удостоверяющий центр Белоруссии не аккредитован для этих целей ФСБ РФ. Более того, в службе указывали, что имеющееся соглашение ЕАЭС, которое по статусу выше национальных законов, уже дает белорусским компаниям доступ на рынок России. Курирующий госзакупки Минфин в свою очередь отмечал, что законодательство РФ в этой части противоречий не содержит и согласовано с законодательством о цифровой подписи, согласованием же российского и наднационального регулирования занимается Минэкономики. В итоге вопрос обеспечения признания белорусских ЭЦП после 1 июля был отдан в проработку Министерству цифрового развития со сроком до 20 июня. Вчера на запрос “Ъ” в министерстве ответили, что «…зафиксировано согласие регуляторов со стороны РФ о признании ЭЦП, выпущенной в Республике Беларусь, с 1 июля 2018 года для целей госзакупок». Таким образом, требование квалифицированной ЭЦП с 1 июля будет применяться только к российским поставщикам государства — белорусские компании смогут работать по-старому.
Отметим, что хотя норма об обеспечении доступа к госзакупкам стран — членов ЕАЭС закреплена в договоре о создании союза в 2014 году, де-факто она так и не заработала. С Белоруссией же Россия еще в 2012 году согласовала взаимное признание ключей ЭЦП, выданных удостоверяющими центрами обеих стран. Но и после этого Москва и Минск негласно осложняли друг другу доступ на свои рынки. Так, закупки государством белорусской автотехники в 2017 году не превышали 100 млн руб. при общем объеме в 30 млрд руб. (см. также с. 7), закупки ее госкомпаниями по 223-ФЗ также не превосходят 200 млн руб. в год (при общем объеме заказа в 17 млрд руб.); производители РФ также жаловались на ограничения поставок в Белоруссию. В апреле 2017 года в ЕЭК представили список препятствий на рынке стран союза, включавший и нарушения наднациональных норм в РФ — именно в части доступа к госзакупкам.
Отдельная межгосударственная рабочая группа по признанию ЭЦП на общем рынке была создана ЕАЭС в 2017 году. Сейчас, по данным “Ъ”, на уровне ЕЭК обсуждается вопрос признания казахстанских удостоверяющих центров при российских площадках (для этого казахстанская сторона должна решить вопрос об обеспечительных платежах). В целом план мероприятий по признанию ЭЦП, утвержденный рабочей группой 24 мая, рассчитан минимум на два месяца. Решение же вопросов по интеграции информационных систем стран-членов оставлено на второе полугодие, тогда, в частности, предполагается обсудить обмен данными о налоговой задолженности и механизм подачи судебных исков для признания поставщиков из других стран ЕАЭС недобросовестными участниками закупок. Обсуждается и создание единого портала госзакупок в ЕАЭС, но против выступают уже в Минске: подобная система не предусмотрена договором о союзе.