Нефтяной маневр наращивает темп
Правительство согласовало обнуление экспортных пошлин
Как и предполагал “Ъ”, по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака было решено завершить налоговый маневр в нефтяной отрасли в 2019–2024 годах: в результате будет обнулена экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты, а НДПИ вырастет. В ближайшее время правительство разработает соответствующий законопроект. Кроме того, вице-премьер констатировал факт стабилизации цен на топливном рынке.
Вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание с нефтекомпаниями, на котором обсуждались выполнение договоренностей о фиксации цен на топливо на АЗС и завершение налогового маневра. Так, представитель господина Козака подтвердил, что крупнейшие нефтекомпании выполняют договоренность о заморозке розничных цен на топливо, которые значительно выросли в этом году. В конце мая господин Козак инициировал снижение акцизов на бензин и дизтопливо на 3 тыс. руб. и 2 тыс. руб. за тонну соответственно. При этом параллельно нефтекомпаниям было обещано повышение экспортных пошлин на топливо, если рост цен не удастся остановить. По данным Росстата, на прошлой неделе цены на бензин выросли на 1,4%, дизельное топливо — на 1,2%. В годовом выражении рост цены на бензин к концу мая составил более 11%.
Кроме того, по словам представителя Дмитрия Козака, были зафиксированы ключевые параметры налогового маневра в отрасли — снижение вывозных экспортных пошлин на нефть с 2019 года (на 5% в год в течение шести лет) при одновременном повышении НДПИ, которое должно частично компенсироваться для НПЗ введением отрицательного акциза на нефть. О том, что такие параметры будут согласованы, “Ъ” сообщал 4 июня. По расчетам Минфина, о которых тогда писал “Ъ”, бюджет в первый год получит дополнительно 80 млрд руб. Главным противником завершения маневра остается «Роснефть», удалось ли прийти с ней к компромиссу, пока неясно. По мнению компании, «отмена к 2024 году экспортных пошлин будет означать неизбежное выравнивание внутренних и мировых цен на топливо и их реальное повышение как минимум в 1,5 раза».
Другие параметры завершения налогового маневра в правительстве пока не называют. Например, пока неизвестно, каким НПЗ давать отрицательный акциз — тем, что выпускают топливо пятого класса, либо с определенным набором установок вторичной переработки, либо по уровню сложности процессов (как предлагает Минэнерго).
При этом представитель Дмитрия Козака 6 июня отметил, что уже «в кратчайшие сроки будет разработан соответствующий законопроект, который будет содержать конкретные параметры завершения налогового маневра». В правительстве уже на следующей неделе намерены обсудить его основные положения с участием нефтяных компаний, добавил он.