Социология на грани театра
На открытии Платоновского фестиваля воронежцы увидели самих себя
VIII международный Платоновский фестиваль искусств открылся всероссийской премьерой «100% Воронеж». Его постановкой совместно с организаторами мероприятия занималась известная европейская театральная компания Rimini Protokoll. Спектакль на сцене разыграли 100 воронежцев, каждый из которых олицетворял 1% населения города. Участники проекта оживили сухие статистические данные, отвечая на самые разные, порой довольно острые вопросы. По данным “Ъ”, часть их подверглась цензуре, в том числе со стороны самих «актеров». По словам постановщика Штефана Кэги, многие его убеждали, что «из-за уровня демократии в России» спектакль может не состояться.
VIII международный Платоновский фестиваль искусств. Спектакль "100% Воронеж" (Совместный проект Rimini Protokoll (Германия-Швейцария) и Платоновского фестиваля искусств).
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Платоновский фестиваль открыл врио губернатора Воронежской области Александр Гусев.
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Всероссийскую премьеру "100% Воронеж" посетила супруга вице-премьера РФ Алексея Гордеева Татьяна Гордеева.
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Художественный руководитель Платоновского фестиваля Михаил Бычков поблагодарил Алексея и Татьяну Гордеевых за поддержку фестиваля.
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Участников отбирали по принципу «снежного кома»: первый найденный человек рекомендует второго и так далее
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Каждый участник олицетворяет условный 1% населения миллионного Воронежа
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Среди участников нет ни одного профессионального актера
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Свою национальность участники иллюстрировали народными танцами
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Карта Воронежа на экране показала, в каких районах живут участники
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Участники показывали, чем занимаются в обычной жизни
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Ночью большинство простых воронежцев спят
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Участники, услышав то или иное утверждение, делились на две группы под табличками «я» и « не я»
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Лишь трое человек считают, что мэр Воронежа не должен избираться всенародно
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Около 15% не имеют избирательного права
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Большинство воронежцев любят танцы
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Интересным решением стал «Открытый микрофон»: каждый участник спектакля мог сказать со сцены все, что угодно, высказывания предварительно не модерировались
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Постановщики спектакля проверили спортивную подготовку воронежцев
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
«Благодаря спектаклю я узнал людей из других слоев населения, которых в иных обстоятельств и не встретил бы», – заявил один из «актеров»
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Участники предложили публике сфотографировать их
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
"Актеры" подключили к участию и сидящую в зале публику
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Около 80% зрителей обнаружили среди участников своих знакомых
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Перед началом премьерного показа вечером 6 июня худрук Платоновского фестиваля Михаил Бычков поблагодарил учредителей и партнеров мероприятия за поддержку. Первым в этом списке оказался экс-губернатор, а сейчас вице-премьер РФ Алексей Гордеев, без которого, по словам господина Бычкова, «фестиваль не произошел бы». Сам господин Гордеев на открытии не присутствовал, но в партере сидела его супруга Татьяна. Взявший следом слово врио губернатора Александр Гусев также высказал благодарность чете Гордеевых и заверил публику, что фестиваль «переживет еще не один состав правительства Воронежской области». Зрители в ответ посмеялись.
Далее совместно с Платоновфестом работающая исключительно с непрофессиональными актерами театральная компания Rimini Protokoll представила спектакль «100% Воронеж». Столичному зрителю она хорошо знакома. В Москве и Петербурге был реализован их проект Remote, своеобразная экскурсия по городу. В Москве Rimini Protokoll также ставила Cargo Moscow, еще один вид экскурсии, но теперь в грузовике, и «В гостях. Европа» — версию советских кухонных разговоров, на которые у кого-нибудь дома собираются зрители. В «100% Города» компания совмещает документальный театр с социологией. В постановке заняты 100 горожан, каждый, по задумке авторов, олицетворяет условный 1% населения миллионного Воронежа. Участников отбирают по полу, возрасту, национальности, составу семьи, району проживания и другим критериям, а принципом отбора является «снежный ком»: первый найденный человек рекомендует второго и так далее. Отбор проводился около полугода, а репетиции длились меньше месяца. При этом местная выборка проиллюстрировала самоироничный тезис о Воронеже как о большой деревне — корреспонденту “Ъ” оказались в той или иной мере знакомы более десятка участников. В Rimini Protokoll подчеркнули, что своим проектом не претендуют на серьезную научную работу.
Сначала каждый воронежец парой предложений рассказывал о себе, а позже все они принялись оживлять социологию. На круглом экране отображалось, в каких районах Воронежа живут участники. Представили разных национальностей танцевали под народную музыку. Все «горожане» поделились на две группы под табличками «я» и « не я». Подходящие под ту или иную категорию выходили в центр и вставали в круг света, одни из них задавали вопросы, а другие отвечали — в основном «да» или «нет». Казалось, что придумок слишком много, а спектакль несколько затянут. Но не исключено, что следующие показы будут короче: по словам участников, на генеральном прогоне постановка длилась на 15 минут дольше.
Порой пара «вопрос-ответ» оказывалась почти провокационной: «Путин должен…». И варианты ответов: «уйти в отставку», «сделать Россию больше», «найти хорошего преемника в 2024», «править как можно дольше», «жениться на мне!». Как рассказала постановщик Хельгард Хауг, больше было самоцензуры со стороны воронежцев, которые несколько вопросов (например, «Кто хочет показать зрителям неприличный жест») просто сочли неуместными. «Видимо, у кураторов были свои мысли о России, и их нужно было приземлить. А это не всегда удавалось их помощникам», — пояснил “Ъ” один из участников.
Довольно показательным стал вопрос о всенародных выборах мэра Воронежа. Положительно на него ответило подавляющее большинство участников спектакля. Кроме того, очень многие хотели бы, чтобы в городе снова заработали трамваи, от которых власти отказались в 2009 году. На ряд вопросов, например: «Кто давал взятки?», «Кому неприятны находящиеся рядом люди?», участники отвечали анонимно — сцена погружалась в полную темноту, а положительные ответы обозначали включенные фонарики. При этом, как рассказал “Ъ” один из участников, этот ход был придуман на предпоследней репетиции. Другим интересным решением стал «Открытый микрофон»: каждый участник спектакля мог сказать со сцены все что угодно, высказывания предварительно не модерировались. В постановке поучаствовали и сидящие в зале воронежцы. Им задавали вопросы, а по поднятым вверх рукам считали проценты. В игру, впрочем, включились не все. Так, на вопрос «Кто зарабатывает больше 100 тысяч?» девелопер, депутат облдумы с официальным доходом 91,5 млн руб. в 2017 году Евгений Хамин поднял руку, а глава региона Александр Гусев участвовать в интерактиве не стал.
При этом спектакль не превратился в набор ответов, в их расстановке и была драматургия. Например, ответившие положительно на вопрос «Кто не ходит на выборы?» какое-то время после этого не участвовали в спектакле. «Когда меня посадили назад и потом все решали без меня, я впервые в жизни понял, что вел себя неправильно. Теперь буду ходить на выборы», — рассказал участник проекта Александр Масленников. «Благодаря спектаклю я узнал людей из других слоев населения, которых в иных обстоятельствах и не встретил бы. Очень полезный опыт видеть, что есть совсем другие люди», — заявил “Ъ” еще один из «актеров». По словам постановщика Штефана Кэги, Rimini Protokoll задумывала поставить «100% Города» в России несколько лет назад, однако многие ему говорили, что «с таким уровнем демократии, как в России, у нас ничего не получится». «Но у нас получилось», — подытожил господин Кэги. Профессор Воронежского госуниверситета и театральный критик Лев Кройчик отметил, что «зарубежные постановщики посмотрели на Воронеж с непривычной для горожан стороны: они показали их такими, какие они есть на самом деле».