Башкирию готовят к самообложению
Курултай узаконивает практику сбора денег с населения на решение местных проблем
Депутаты парламента Башкирии (Курултая) подготовили к первому чтению поправки в закон о местном самоуправлении, которые позволят проводить референдумы по самообложению граждан. Собранные таким образом средства планируют направлять на решение «вопросов местного значения». В отличие от Татарстана, где за отказ участвовать в сборе денег граждан пытались оштрафовать, в Башкирии порядок самообложения декларируется как добровольный. Однако при этом местные депутаты зачем-то предусмотрели категорию «льготников», размер взносов которых при самообложении может быть уменьшен.
Депутаты комитета по местному самоуправлению, развитию институтов гражданского общества и СМИ Курултая Башкирии одобрили к принятию в первом чтении проект поправок в региональный закон о местном самоуправлении. В него предлагается добавить статью «Средства самообложения граждан» — разовых платежей, собираемых с населения на решение «конкретных вопросов местного значения».
Из текста проекта следует, что вопрос о самообложении и дальнейшем сборе средств на решение таких проблем будет выноситься на местный референдум или сход граждан, а сумма разового платежа устанавливаться равной для всех жителей муниципального образования. При том, что нормы, обязывающей граждан вносить такие платежи, в поправках нет, депутаты зачем-то предусмотрели исключения для «отдельных категорий граждан», которым сумма сбора может быть уменьшена. Таких «льготников» может быть не больше 30% от числа жителей этого муниципального образования. По каким параметрам будут определяться «льготники», в обсуждаемой редакции проекта не уточняется.
Инициатором внесения поправок выступил сам комитет. Его председатель Румиль Азнабаев заявил, что с одной стороны, депутаты тем самым приводят региональный закон в соответствие с федеральным (в декабре 2017 года Госдума приняла поправки в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусматривающие порядок самообложения граждан). С другой стороны, отметил депутат, «такое, что люди сами решали, вкладывались, было и раньше, а сейчас мы просто регламентируем этот процесс». Из чего, как заключил господин Азнабаев, принятие такого закона будет «шагом по пути к гражданскому обществу».
Еще одну пользу от самообложения председатель комитета увидел в том, что граждане смогут «не ждать, когда государство решит мелкие для страны, но существенные для села вопросы, а смогут решать их сами».
В обосновании законопроекта комитет отмечает, что самообложение может быть «дополнительной гарантией укрепления финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований» и поспособствует «увеличению активности и вовлеченности граждан в развитие муниципалитетов».
Пионером практики самообложения в России является Татарстан, где такой порядок сбора средств с граждан действует с 2013 года. В ноябре прошлого года, как сообщал “Ъ-Казань”, в республике прошел единый день местных референдумов, где жителям небольших городов предложили скинуться по 100–1000 рублей на освещение улиц, строительство дорог и обустройство кладбищ. Оппозиция расценила инициативу как принуждение граждан к двойному налогообложению. Согласно закону референдумы объявляют жители, но по факту их организовывают местные власти. Минфин Татарстана на каждый рубль, собранный с граждан, выделяет муниципалитету дополнительно 4 руб. Власти республики даже планировали узаконить штрафы от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб. за неисполнение решения референдума и отказ сдавать деньги, но позже отказались. Правда, в Зеленодольском районе Татарстана административная комиссия все же назначила по 250 руб. штрафа восьми жителям села Бело-Безводное за неуплату средств самообложения, но позже это решение отменил суд.
В Курултае Башкирии заявляют, что штрафовать граждан за отказ участвовать в самообложении не планируют. «У нас инициатива исключительно добровольная. Если, к примеру, у женщины в селе только коза есть и больше ничего — что она будет сдавать?» — отметил Румиль Азнабаев. Он добавил, что если собранных денег не хватит на решение вопроса, жители могут попросить помощи у власти. «Но это уже будет регламентироваться законом о местных инициативах», — пояснил депутат.
По данным ЦИК России, в 2016 году в стране было объявлено более 1,6 тыс. местных референдумов, более 90% которых посвящены введению самообложения. За девять месяцев 2017 года их было 40, 39 из которых были посвящены тому же. 88,5% из 213 млн руб. собранных средств по итогам таких референдумов приходится на сельские поселения. Татарстан уже разработал инициативу проведения таких референдумов в отдельных частях крупных городов, например, на городских окраинах.
Михаил Тихонов, координатор движения «Голос» в Татарстане, наблюдавший за ходом референдумов по самообложению, отмечает, что самым распространенным нарушением было завышение явки. При явке ниже 50% результаты референдума несостоятельны, напоминает он. «Все дело в том, какой вопрос ставят на голосование, насколько он отражает интересы жителей. Иногда люди действительно готовы сдать деньги, чтобы решить проблему. Но иногда сразу понятно, что вопрос для голосования спущен «сверху»», — отмечает он.
Юрист «Открытой России» в Татарстане Эльза Нисанбекова сообщила, что население воспринимает самообложение без энтузиазма. «Люди же уже платят налоги. Кроме того, в отличие от тендерных процедур, проводимых согласно закону о госзакупках, процедура отбора подрядчиков на работы в рамках самообложения не отрегулирована. Деньги могут уйти в чьи-то карманы. Словом, такие референдумы требуют серьезного гражданского контроля», — отметила она.