Недалеко уехали
Самарскую область покинул очередной инвестор
ООО «АЗ Пауэртрэйн», которое должно было производить двигатели для новой Chevrolet Niva, закрывает проект по строительству завода в Особой экономической зоне «Тольятти». Компания через суд расторгла договор с минэкономразвития о промышленно-производственной деятельности в ОЭЗ. Эксперты уверены, что это связано с отказом от реализации проекта Chevrolet Niva нового поколения, вне которого у компании не было экономических перспектив. По мнению экспертов, ситуация в целом демонстрирует неблагоприятный экономический фон в России и Самарской области для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
Арбитражный суд Самарской области удовлетворил иск ООО «АЗ Пауэртрэйн» (АЗП) к Министерству экономического развития РФ, АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Тольятти"» (ОЭЗ «Тольятти») и региональному правительству о расторжении соглашения о промышленно-производственной деятельности в ОЭЗ, заключенного в августе 2013 года. Соответствующее решение принято судом 4 июня.
• ООО «АЗ Пауэртрэйн» зарегистрировано в Самарской области в мае 2013 года как совместное предприятие тольяттинского ЗАО «Завод высокоточных деталей» (совладельцы — Сергей Голев и Рафаэль Жалилов) и AVTEC, одного из крупнейших производителей силовых агрегатов в Индии. В апреле 2014 года акции компании выкупила швейцарская «Автэк-РЗ Пауэртрэйн АГ». В апреле 2017 года 100% акций приобрел тольяттинский бизнесмен Денис Щуровский, который также выступает генеральным директором компании. Согласно данным системы «СПАРК-Интерфакс», первые три года с момента создания компания не вела хозяйственную деятельность, А в 2016 году выручка компании составила 9 млн руб., убыток 6 млн руб.
В 2013 году АЗП стала резидентом особой экономической зоны — в июне экспертный совет при Минэкономразвития России одобрил проект компании, а в августе с ней подписали соглашение. Компания специализируется на производстве двигателей внутреннего сгорания для легковых автомобилей и планировала запустить завод в ОЭЗ «Тольятти». Компания планировала инвестировать в производство 976 млн руб. Ожидалось, что на первом этапе мощность предприятия составит 84 тыс. моторов в год, а в перспективе инвесторы рассчитывали превратить новый завод в полноценного игрока на российском рынке производства автомобильных двигателей. Помимо сборки двигателей на предприятии должна была появиться и механическая обработка.
Изначально компания планировала начать строительство завода весной 2014 года, так что производство должно было стартовать в 2015 году. Однако строительство так и не началось. Весной 2017 года региональные СМИ писали со ссылкой на профайл «Пауэртрэйна» на сайте ОЭЗ, что начало строительства переместили на 2017 год. В настоящее время с сайта ОЭЗ эта информация удалена.
Основным покупателем АЗП должен был стать завод «Джи Эм-АвтоВАЗ», который выпускает внедорожники Chevrolet Niva. Планировалось, что двигателями «Пауэртрэйна» будет комплектоваться Niva второго поколения, выпуск которой анонсировался еще в 2012 году. На декабрь 2015 года был назначен старт серийного производства внедорожника. Однако планы нарушились после обвала курса рубля и сокращения присутствия концерна General Motors в России весной 2015 года. Спасти проект попытались региональные власти, обещавшие государственные гарантии на кредитование проекта. Однако и эта мера оказалась неэффективной. В феврале 2018 года «Джи Эм-АвтоВАЗ» заявил о приостановке работ над проектом.
«В настоящее время работы по проекту Chevrolet Niva нового поколения приостановлены по ряду объективных причин. По запросу одного из акционеров компания "Джи Эм-АвтоВАЗ" обновила бизнес-план. Окончательное соглашение по поддержке проекта акционерами пока не достигнуто», — сообщали в компании.
О намерении расторгнуть соглашение с ОЭЗ «АЗ Пауэртрэйн» заявило в августе 2017 года, подав соответствующий иск. Правительство Самарской области обратилось в арбитражный суд со встречным иском о расторжении соглашения в связи с существенным нарушением его условий и взыскании с компании 5 млн руб. штрафа. Однако суд в удовлетворении встречного иска отказал. О каких именно нарушениях идет речь, в документах суда не сказано. В региональном правительстве и ОЭЗ также не смогли прояснить ситуацию. Телефоны «АЗ Пауэртрэйн» не отвечают.
Генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Юрий Целиков считает, что у «АЗ Пауэртрэйн» не было перспектив вне проекта новой Chevrolet Niva, поскольку предприятие было заточено именно под него. Эксперт уверен, что сегодня мы видим экономические последствия политических решений, принятых в 2014 году в свете присоединения Крыма, и последовавшего решения General Motors уйти из России.
«Cначала концерн говорил, что проект только замораживается. Они смотрели, как будут складываться взаимоотношения между США и Россией. Но пока взаимоотношения развиваются не в лучшую сторону и перспективы нулевые. Сейчас мощности по сборке автомобилей в России практически в два раза превышают объем, востребованный рынком. Поэтому то, что предприятие отказалось от сборки двигателей, вполне логично», — сказал господин Целиков.
Директор трастовой компании «Технологии управления» Алексей Ульянин считает, что сложившаяся ситуация демонстрирует общий неблагоприятный экономический фон в России для развития долгосрочных инвестиционных проектов.
«Иностранные инвесторы, которые приходят в Россию, которых таких трудом удается привлекать, в настоящий момент демонстрируют через судебные иски свое неудовлетворение качеством работы и эффективностью инвестиций. Это, конечно, рейтингов Самарской области не добавит — ни у иностранных инвесторов, ни у отечественных», — сказал Алексей Ульянин.
Эксперты отмечают, что в Самарской области наблюдается отток иностранных инвесторов. В 2015 году закрыла тольяттинскую площадку компания Danone. Корейский производитель Hanon System был вынужден сократить производство после прекращения сотрудничества с АвтоВАЗом. Испанская компания Tairdeto так и не реализовала проект по созданию горнолыжного курорта в селе Ширяево.