Dakooka
«Не бывает героев без травм»
Мрачный инди-поп с Украины, участница шоу «Голос Краiни», новый альбом «Герой» вышел 25 мая
— Ты называешь Черновцы самым уютным городом, это всерьез?
— Да. Он уютный для того, чтобы жить там после 50 лет. Иметь какой-то дом в Черновцах — это маленький, зеленый город с парками, речками.
— И сколько людей там живет примерно?
— Примерно 250 тыс., где-то так. Как большое село, все друг друга знают.
— Лет до 50 ты не планируешь, наверное, там жить?
— Нет, конечно. Не знаю, буду ли и после 50 там жить, но я не исключаю такой вариант.
— Ты общалась с большим количеством людей в этом городе?
— Раньше вообще было такое понятие «неформалы». Оно мне очень нравится, именно это слово, мне хочется где-то его использовать — «неформалка» или «я неформал». Это очень прикольно, потому что раньше мы все были неформалами. Не важно, что ты слушаешь — электронную музыку, панк, всякие неформатные направления, они нас объединяли. И вот это было тогда, сейчас нет такого, а жаль. Я не говорю, что тогда было лучше — сейчас лучше однозначно. Но именно в этой компании, когда полгорода просто собирается на главной площади города и все там тусят, было что-то особенное. Мне было 15 лет, я могла выйти на Театральную площадь — «Тралка», мы ее называли, я ни с кем не договаривалась, не созванивалась, но ты встречал там абсолютно всех. Это очень здорово. Потом я, конечно, ушла в электронику, и это чуть-чуть другая тусовка, хотя все тоже друг друга знали. К кому можно пойти на хату, к кому пойти выпить. Я часто скучаю по тому времени, потому что тогда ты знал, что у тебя много друзей, на самом деле мы все были друзья. Были, конечно, и ссоры, и какие-то сплетни. Но после такого большого количества друзей у меня один период был, я думала, что у меня нет друзей.
— Помнишь свою первую любовь, она тебя изменила как-то?
Да, она случилась в 17 лет, и я начала писать песни. Правда, когда мы уже расстались. Первую песню я написала «Умри, если меня не любишь». Он тоже, кстати, был музыкантом.
— Твой альбом открывается цитатой из Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку», что у тебя связано с ней?
— Кажется, что если у тебя есть свой дом, то ты должен в итоге быть счастлив. Нет больше вариантов. Не надо бежать куда-то, убегать от себя или искать что-то. Не надо уходить от себя.
— Альбом называется «Герой», на обложке ты вся избитая, в подтеках, но при этом музыка очень умиротворенная. Как такое сочетание возможно?
— Я не спокойно-умиротворенная. Не бывает героев без травм, хотя бы одной.
— То есть ты и есть этот герой?
— Да.
— Каков для тебя критерий красоты?
— Если ты любишь сам себя созерцать в зеркале, то я считаю, что это и есть красота.
— Насколько российская публика отличается от украинской? Какие у тебя впечатления от российских фанатов?
— Вообще никак не отличается. Если сравнивать Киев—Москва, например. Ну как они могут отличаться? Это 800 километров. Я , конечно, дальше Челябинска, Урала не заезжала, но в этом году, 12 сентября, у меня начинается тур аж с Красноярска, поэтому, возможно, я почувствую какую-то разницу или не почувствую. Когда я выступала в Германии, то люди на концерте были довольно сдержанные. Я не знаю, с чем это связано. И не хочу это связывать с локальной историей. Мне кажется, просто у людей такое настроение было. Или магнитная буря. На каком-то концерте все аплодируют в первую долю, а на каком-то концерте все аплодируют во вторую. И ты думаешь: а как это так? Может, это связано как-то с локальной штукой? Может, это потому, что я сейчас в Красноярске выступаю. Тут во вторую долю все хлопают. А вот в Хмельницком — в первую. Ну нет же.
— Кого из современных музыкантов ты чаще всего слушаешь?
— Я люблю и постоянно слушаю таких музыкантов, как немцев Moderat, британца Bonobo. Это то, что я знаю все наизусть. Еще мне нравится группа Tinariwen — это вообще не электронная, а арабская аутентичная музыка. У нас тоже есть такая группа DakhaBrakha в Украине. Они известны на весь мир, у них этнические аутентичные мотивы в песнях.
— А какая музыка вдохновляет тебя саму?
— Я слушаю с большим удовольствием джаз. Я ходила в музыкальную школу, играла классику, слушала ее, пела ее, но засыпала я постоянно под джаз. Мне до сих пор джаз прямо интересно слушать. Знаешь, есть люди, которым интересно слушать классическую музыку. Они понимают все эти формы, мотивы, вариации, а я так слушаю джаз. Для меня джаз как математика: как будто решаю какое-то уравнение, когда слушаю джазовую композицию. Меня прет от того, что я могу посчитать синкопы. Я слушаю и думаю: «Да, я молодец, я музыкант!»