Идеалы «Просвещения»
Павел Белавин о борьбе издателей за товарные знаки
На днях Роспатент утвердил решение, которое может стоить 3,8 млрд руб. Именно столько крупнейший в России издатель учебников «Просвещение» требует за нарушение прав на товарный знак ФГОС с изображением глобуса с крупнейшего в России издателя книг в принципе — «Эксмо-АСТ». Сумма для российского рынка может стать беспрецедентной, хотя выдвигались требования и больше: так, еще в 2010 году издательство «Терра» требовало с «Астрели» 7,6 млрд руб. за нарушение прав на книги Александра Беляева, но в ходе продолжительных судебных разбирательств сумма сдулась всего до 10 тыс. руб.
В 2010 году ситуация на книжном рынке была другой. Покупательская активность восстанавливалась после кризиса, и издатели рассчитывали на рост продаж художественной литературы. Но вскоре стало понятно, что этому сегменту светит в лучшем случае стагнация, тогда как по-настоящему широкие коммерческие перспективы открываются в направлении, на котором покупателям не так легко экономить,— школьных учебниках и сопутствующей литературе.
Уже в 2011 году «Просвещение» за 2,25 млрд руб. приобрела не раз удостоенная премий ФСБ за освещение деятельности службы «Олма Медиа Групп». В 2013 году в бизнес вошел не менее влиятельный бизнесмен Аркадий Ротенберг (впрочем, позднее «Просвещение» начало обсуждать идеи IPO и партнерства с мировыми гигантами Microsoft и Pearson и официально дистанцировалось от попавшего под санкции бизнесмена).
Казалось, потеснить крупнейшего игрока непросто, но «Эксмо» взялось за дело в 2014 году, приобретя издательства «Вентана-Граф» и «Дрофа», причем последнюю фактически увели у «Просвещения» из-под носа — его новые акционеры отозвали из ФАС заявку на сделку, как считалось, не нашедшую «поддержки наверху».
Теснить позиции конкурента «Вентана-Граф» начала, размещая на учебниках значок ФГОС. Именно он в итоге и стал камнем раздора. По мнению «Вентаны», значок лишь обозначает принадлежность учебников к образовательному стандарту: Роспатент удалось убедить в этом, ссылаясь на опросы «Левада-центра». «Просвещение» же считает, что конкуренты незаконно заимствуют визуальную часть знака — изображение глобуса, с чем согласился суд.
Может ли «Вентана» отказаться от глобуса, если он действительно не так важен? Вероятно да, тем более что «Эксмо-АСТ» уже вывело на рынок новый бренд — «Российский учебник». Проблема в том, что и он может вызвать претензии со стороны «Просвещения», считающего, что каждый изданный в стране учебник и так является не только российским, но и, собственно, учебником. А значит, борьба за все еще перспективный рынок далека от завершения.