«Всерьез возвращение России никто обсуждать не будет»
Максим Юсин — о заявлении Дональда Трампа о G7
Дональд Трамп хочет вернуть Владимира Путина за стол переговоров. Президент США заявил, что членство России в формате G8 необходимо возобновить. По его словам, задача этой структуры — управлять миром, поэтому очень важно, чтобы Москва тоже в этом участвовала. Предложение Трампа поддержал премьер-министр Италии Джузеппе Конте. Россия входила в G8 до начала конфликта на Украине в 2014 году. Ситуацию в прямом эфире прокомментировал Международный обозреватель "Ъ" Максим Юсин.
Разногласия между странами «семерки» — это одна из причин, конечно. Тем не менее, думаю, нам не надо слишком серьезно это заявление воспринимать. Стилем Трампа с того момента, как он воцарился в Белом доме, стала эпатажность — лишь бы отличаться от других. Он отличался в худшую сторону, вводя санкции в одностороннем порядке против своих партнеров, тем самым обрушив фактически евроатлантическую солидарность. Сейчас он, как может показаться, в лучшую сторону пытается от них отличаться. Но надо понимать, что это предложение абсолютно нереализуемо, потому что любая из стран «семерки» может фактически наложить право вето. В данный момент я вижу две таких страны, как минимум, — Канада и Великобритания, которые ни при каких условиях не согласятся на возвращение России, если даже сейчас, допустим, теоретически США и Италия будут проталкивать этот вопрос. Не исключаю, что их может Япония поддержать, тем более у японского премьера хорошие отношения с Путиным, он был на питерском форуме, если какие-то еще подвижки будут по территориальному вопросу, может быть, он поддержал бы. И к тому же Япония – хозяйка следующего саммита «семерки» в Осаке. Но в этом случае «семерка» потеряет, как минимум, двух участников: я не могу себе представить, чтобы Канада, которая однозначно на стороне Украины, где двое украинцев в правительстве, включая министра иностранных дел, поехала на такой саммит. И Великобритания тоже — сами понимаете, в каком ужасном состоянии сейчас все, что касается российско-британских связей, находится. Поэтому это чисто популистское предложение. Достаточно проанализировать первую реакцию Кремля, чтобы понять, что так, собственно, и относятся в Москве. Из слов Дмитрия Пескова можно понять, что они серьезно эту идею не рассматривают. У России иные приоритеты, Россия – член БРИКС, член ШОС, член «двадцатки». Вот это для нее важнее, чем выпрашивать место на приставном стульчике на следующем саммите «семерки».
Чисто теоретически все бы выиграли, если бы Владимир Путин получил возможность напрямую с ведущими мировыми лидерами обсуждать важнейшие проблемы, которые сейчас перед человечеством стоят. Но этого не произойдет, и Россия выпрашивать это не будет. Она хочет, но никогда не сознается. Точно так же, как хотела бы Россия смягчения санкций, но на официальном уровне все наши представители говорят, что мы не просим о смягчении или о снятии санкций. То есть здесь еще элемент, конечно, самоуважения, самолюбия — никогда не признаемся, что хотим вернуться в «восьмерку».
Раскол в рядах G7 может привести к тому, о чем заявил министра иностранных дел Германии — он сказал: мы уже не можем скрывать серьезнейших разногласий, которые имеются между Соединенными Штатами и другими членами «семерки», скажем так, входящими в НАТО — это Великобритания, Франция, Германия, Италия и Канада. В общем, Трамп умудрился даже со своими ближайшими союзниками буквально за последние недели испортить отношения. И с Канадой, введя пошлины, и с Великобританией опять-таки, введя пошлины, и, как выяснилось, отказавшись от двусторонней встречи с Терезой Мэй, потому что ему с ней некомфортно. И точно так же — не секрет — ему некомфортно и с Ангелой Меркель, и ей некомфортно с ним, достаточно посмотреть на язык жестов, не скроешь выражение лица на совместных пресс-конференциях, недолюбливают они друг друга. У него только в человеческом плане с Эмманюэлем Макроном более или менее складываются отношения, но, как мы убедились за последнее время, этот человеческий контакт абсолютно не повлиял на позицию Трампа по двум важнейшим для Макрона вещам. Как он ни пытался его убедить не выходить из ядерной сделки — все равно вышел. Как ни пытался Макрон и все остальные собеседники убедить Трампа, что не надо вводить пошлины против своих союзников — все равно ввел. Неслучайно сейчас звучат голоса, что «семерка» скоро превратится в «6+1» — США отдельно. Если немного поиронизировать, можно сказать, что предложение Трампа вообще может привести к тому, что Россия заменит в «семерке» Соединенные Штаты.
Конечно, сейчас во много раз меньше значение этого клуба. Это даже не клуб, где можно вести переговоры, потому что Трамп, по-моему, не собирается никаких переговоров вести. Он собирается повторить свою позицию, и возражения оппонентов, как следует из его последних заявлений, он слушать особо не намерен. Поэтому встреча, по большому счету, бессмысленная. Уже французы и немцы дали понять, что, если Трамп не изменит свою позицию, не будет даже совместного коммюнике. А никаких нет указаний, что Трамп хоть в чем-то готов свою позицию изменить. То есть это, в общем, будет потраченное время для европейских лидеров.
И сложно мне представить, что они могут действительно совместное заявление какое-то все-таки согласовать. По всем ключевым вопросам их позиции отличаются. И по России, я думаю, сейчас никакого совместного заявления не будет, потому что в целом видно, что Москва сблизилась в последнее время со многими членами «семерки», здесь скорее Канада и Великобритания будут в меньшинстве. Но всерьез, конечно, возвращение России никто обсуждать не будет. Но, может быть, через год, перед встречей в Осаке, если продолжит свою активную дипломатию на российском направлении японский премьер Синдзо Абэ, может быть, он какой-то придумает хитрый восточный ход, и не то, что Россия в «восьмерке» будет, но, может быть, Путина пригласит в этот момент, и совпадет встреча «восьмерки» с визитом Путина, он сможет с ними пообщаться.