Кампания по остаточному принципу
Как федеральный центр ликвидировал конкуренцию на выборах новосибирского губернатора
Губернаторские выборы в Новосибирской области обещали стать одной из самых конкурентных кампаний 2018 года. Врио главы региона был назначен первый в регионе варяг — экс-мэр Вологды Андрей Травников, которого поддерживает «Единая Россия». Вскоре после назначения чужака амбиции занять должность руководителя области обозначил мэр Новосибирска коммунист Анатолий Локоть, которого на выборах градоначальника 2014 года открыто поддерживал экс-губернатор Виктор Толоконский. На думских выборах и голосовании в заксобрание региона КПРФ получала традиционно высокий результат. Борьба началась задолго до официального старта кампании, но за пару дней от нее не осталось и следа — господин Локоть объявил об отказе выдвигаться. Корреспондент “Ъ” Андрей Перцев выяснил, как Кремль исключил конкуренцию в строптивом регионе.
«Они после этого рукопожатия наверняка все руки не один раз с мылом помыли»,— иронизировал в беседе с “Ъ” депутат новосибирского законодательного собрания. За несколько минут до этого врио губернатора Андрей Травников, мэр Новосибирска Анатолий Локоть и спикер заксобрания Андрей Шимкив пожали друг другу руки. Это произошло 8 июня на совместной пресс-конференции, в ходе которой господин Локоть публично отказался от губернаторских амбиций, а господин Травников обещал сохранить прямые выборы главы Новосибирска (должны пройти в 2019 году) и поддержать на них действующего градоначальника. Спикер обозначил свою роль как «гаранта» исполнения договоренностей. «Особенность политической ситуации в Новосибирской области: политическая борьба достигла предельного накала. Жители втягиваются в схватку двух противостоящих лагерей. Жители, а не только политики втягиваются в противостояние»,— заявил Анатолий Локоть.
За столом перед журналистами сидели три кандидата в губернаторы одного из самых неспокойных регионов, один из них — Андрей Травников — выиграл этот бой, потому что федеральный центр обнулил конкуренцию. От нее остались только слишком крепкие рукопожатия и недобрые сквозь улыбку взгляды мэра, главы региона и спикера друг на друга.
«Его поставили сломать систему»
Бывший мэр Вологды Андрей Травников — выходец из корпорации «Северсталь» — был назначен врио губернатора Новосибирской области осенью 2017 года. Президентское назначение восприняли в регионе как случайность: до этого областью варяги не управляли, у «Северстали» никаких интересов к территории не было, нет и не предвидится.
«Даже местные силовики думали, что это какой-то временный кандидат: в Кремле с основным пока не определились, а потом пришлют тяжеловеса»,— говорит источник “Ъ”, близкий к региональной власти.
В пользу случайного характера назначения говорило и отсутствие опыта публичной политики у господина Травникова — Новосибирская область всегда была регионом с особыми политическими традициями. Последним и самым ярким примером конкурентной борьбы были выборы мэра Новосибирска 2014 года, которые выиграл кандидат от КПРФ депутат Госдумы Анатолий Локоть. Он победил выдвиженца «Единой России» врио градоначальника Владимира Знаткова, которого поддерживал тогдашний губернатор Василий Юрченко. И господин Знатков, и господин Юрченко были местными, однако коммунисту помог бывший глава региона Виктор Толоконский, занимавший на то время пост полпреда президента в Сибирском округе. «Тогда Толоконский Локотя действительно поддерживал и очень ему помог»,— подтверждает источник в мэрии Новосибирска.
Победа господина Локотя в 2014 году была результатом довольно сложного сочетания: потенциальной протестности, но общей аполитичности жителей города (и региона) и специфического устройства влиятельных групп, которые иногда боролись между собой, но так или иначе ориентировались на Виктора Толоконского. Это сочетание могло сработать вновь: господин Локоть претендовал на статус центра сопротивления внешней угрозе — врио Андрею Травникову, от которого жители и элиты региона, несмотря на семь месяцев правления, до сих пор не знают, чего ждать. «Именно политика большинству жителей области фиолетова, даже в городе немногие хорошо знают фамилии мэра и губернатора, не хотят разбираться, кто есть кто»,— говорит собеседник “Ъ” в заксобрании.
Политолог Алексей Мазур при этом указывает, что многие протестно настроенные граждане по традиции поддерживают КПРФ: «Не нравится власть, не хочется голосовать за "Единую Россию" — буду голосовать за коммунистов». Однако он отмечает, что после победы Анатолия Локотя на мэрских выборах ситуация изменилась не в пользу Компартии.
«Многие увидели, кто коммунисты никакие хозяйственники, к тому же Локоть делал шаги с подачи администрации президента и силовиков: не давал согласования на Монстрации, митинги сторонников Алексея Навального»,— приводит примеры эксперт.
По его мнению, Андрей Травников имел все шансы выиграть. «Врио губернатора мог изменить ситуацию хотя бы в одной сфере, где-то что-то сделать и сказать: пока получилось это, а потом примемся за другое. В Локоте многие разочаровались, но Травников за семь месяцев не сделал ничего»,— заверяет он. В городе есть несколько проблемных точек, которые стали постоянной темой протестных митингов: строительство мусоросжигательного завода в рамках областной концессии и строительство четвертого платного моста через реку Обь, которое должно пройти по той же концессионной схеме. Оба соглашения были заключены еще при прежнем губернаторе Владимире Городецком, в обоих бенефициарами становится фирма ВИС, которую в регионе связывают с братьями Ротенбергами. Поначалу Андрей Травников критически высказывался в адрес концессий, однако расторгать их не стал.
Собеседник в региональной «Единой России» полагает, что врио губернатора направлен в регион в первую очередь для того, чтобы соблюдать интересы федеральных групп.
Уже упомянутой ВИС и проекта реконструкции Академгородка, в котором, как считают в регионе, заинтересованы братья Ковальчуки. «На критике этого Анатолий Локоть, видимо, и мог успешно построить кампанию. Политика людям не очень понятна, а проблема мусора и строительства платного моста за областной счет — вполне»,— рассуждает собеседник “Ъ”.
Политтехнолог Вячеслав Смирнов объясняет критику местных элит в адрес Андрея Травникова: «Здесь сложилась система личных взаимоотношений. Все знали, как, куда, кому и за что нести. Травников не про отношения: ему не надо нести. Он таблица Exel: работает человек, выполняет KPI — работай, не работает — его не Травников увольняет. Его поставили сломать (порочную — “Ъ”) систему отношений».
Обида тяжеловеса
«Все началось с отставки Виктора Толоконского с поста красноярского губернатора. Он обиделся и уехал из Красноярска еще до опубликования официального указа. АП оказалась в неудобном положении — пришлось назначать главой Красноярского края спикера краевого заксобрания Александра Усса, потому что влиятельные федеральные группы начали борьбу за пост»,— поясняет политтехнолог Андрей Трошкин.
Господин Толоконский вернулся в родной Новосибирск и довольно скоро начал критиковать федерального назначенца Андрея Травникова. «В Новосибирской области все давно было поделено между влиятельными группами, в том числе в политике»,— утверждает один из депутатов заксобрания. По его словам, коммунисты были частью схемы, выстроенной Виктором Толоконским и его соратником Виктором Игнатовым (сейчас депутат Госдумы от единороссов). «Они (обком Компартии.— “Ъ”) всегда вступали в договоренности, влиятельные группы делили одномандатные округа между собой и КПРФ, могли выставить кандидатов от КПРФ. Коммунисты не выставляли сильных конкурентов на губернаторских выборах ни самому Виктору Толоконскому, ни Владимиру Городецкому. Например, в результате таких договоренностей в 2003 году выборы по одномандатным округам в регионе выиграли одни выдвиженцы Компартии»,— приводит пример Андрей Трошкин.
Все собеседники “Ъ” признают, что большая часть региональных элит до недавнего времени так или иначе ориентировалась (или до недавних пор ориентировалась — “Ъ”) на Виктора Толоконского и признавала его авторитет.
Вскоре после заявления Анатолия Локотя о желании участвовать в губернаторских выборах он стал получать публичную поддержку от господина Толоконского, который стал его официальным советником. Противники градоначальника и бывшего главы региона говорят, что господина Локотя подбил на участие в выборах господин Толоконский: «Сам Локоть так рисковать бы не стал». Собеседники в мэрии, наоборот, заверяют, что Анатолий Локоть с самого начало собирался баллотироваться.
Тандем стали быстро атаковать ориентированные на АП Telegram-каналы и блогеры, которые называли Анатолия Локотя марионеткой Толоконского, а экс-губернатора — «серым кардиналом». Сам Виктор Толоконский тоже не стеснялся в выражениях. Если в группе поддержки мэра Новосибирска был авторитетный в регионе бывший глава, то главным прикрытием врио губернатора стал Кремль и нанятые им политтехнологи («ИМА-Консалтинг» и «Бакстер-групп»).
Сирийско-украинский вопрос в Сибири
И источники “Ъ”, близкие к администрации региона, и источники в администрации города уверены, что одной из главных причин отказа Анатолия Локотя от борьбы стали откровенные публичные высказывания Виктора Толоконского на мероприятиях и в интервью, которые дошли до высшего руководства страны. Например, в феврале на политической конференции новосибирской редакции “Ъ” господин Толоконский назвал назначение Андрея Травникова «неудачным кадровым» решением президента. «Толоконского тогда во многом спровоцировали политтехнологи Дмитрий Гусев и Андрей Колядин, которые приехали из Москвы. Они говорили, что ключи региональной политики находятся в АП, а Толоконский стал им пламенно возражать»,— вспоминает один из собеседников “Ъ”. Экс-губернатор продолжил «зажигать» — в интервью местному порталу «НДН-Инфо» он снова раскритиковал Андрея Травникова и Кремль, который его назначил.
«Мы с ним (господином Травниковым.— “Ъ”) не один раз разговаривали, он вроде бы слушать умеет, кивает, но последствий нет, реакции нет. Придумать ничего не может. Ему сказали: "Работай спокойно, никого на выборах не будет, перекроем все каналы. Все нормально". Ничего нормального. Представим, избрался он, но если нет никакой поддержки за, то будет череда конфликтов, безысходность, регион будет глобально отставать, поскольку у федеральной власти региональная повестка исчезла. Если раньше занимались регионами, понимали, что здесь нужны избиратели — и в плане экономики, и крупный бизнес, то сегодня этого уже нет. А сейчас ничего нет, сейчас повестка — это только Украина, Сирия, Америка, Навальный — и все»,— откровенно высказался Виктор Толоконский.
Это интервью стало настоящим подарком Андрею Травникову и его штабу: его прочитали в администрации президента. По словам нескольких источников “Ъ”, беседу прочел в распечатке и президент.
«Сирия и Украина — запретные темы, их нельзя критиковать. Хотя Толоконский говорил чисто об информационной повестке, его слова подали как критику всей политики федерального руководства в этих странах в целом»,— пояснил “Ъ” собеседник, близкий к АП. «Толоконского очень задела отставка с поста красноярского губернатора. Взамен ничего, что он бы считал достойным, ему не предоставили»,— уверен источник, знакомый с ситуацией. Виктор Толоконский не стал общаться с “Ъ”.
Собеседник в мэрии Новосибирска заверил, что рассуждения Виктора Толоконского в администрации города согласованы не были, он выступал в личном качестве. В любом случае интервью переместило политическую борьбу в другую плоскость. Пошли слухи о вызове экс-губернатора в Следственный комитет, на прошлой неделе в Новосибирск приехал заместитель главы управления внутренней политики АП Александр Харичев, главной целью которого была беседа со строптивым бывшим чиновником. Правительство отозвало кандидатуру господина Толоконского в совет директоров РЖД, он потерял пост советника в мэрии. В итоге сам экс-губернатор полностью прекратил публичную активность и перестал общаться с прессой и политиками.
«Любого сломают!»
Нейтрализация Виктора Толоконского во многом свела на нет угрозы выборам Андрея Травникова. «Экс-губернатор давал мэру организационный ресурс. Он мог вести и вел переговоры с элитами, которые его уважали, договаривался о финансировании кампании, о подписях лояльных группам муниципальных депутатов для преодоления муниципального фильтра»,— поясняет близкий к мэрии источник.
По словам другого собеседника “Ъ” в администрации, помощь экс-губернатора была очень ценной еще и потому, что, несмотря на мэрство, Анатолий Локоть не обладал городским админресурсом.
«На него ориентирована небольшая команда единомышленников, большинство чиновников лояльны власти в целом, работают очень давно. Они проводили тихий саботаж: пробуешь их мобилизовать — они закрываются в кабинетах и смотрят через глазок»,— сетует он.
В штабе господина Травникова ресурсы господина Толоконского не склонны переоценивать. «Толоконский — талантливый политик, хороший организатор, но он строил перед местными элитами миф о мощном влиянии в федеральном центре, ему верили. После отставки из мэрии и отзыва из РЖД начались вопросы: раз такой сильный, так восстановись, что тебе мешает, а он не мог»,— уверяет один из политтехнологов. По его словам, многие муниципалы могли бы поддержать Анатолия Локотя в обмен на преференции, но экс-губернатор в качестве переговорщика не мог их гарантировать.
«Администрация региона может что-то пообещать — повышение по службе и подобное. Толоконский пообещать ничего не мог, в том числе денег. Многие депутаты предпочли на время подписной кампании уехать из региона: пусть сами разбираются — кто победит, тот и победит»,— заявляет политтехнолог.
В штабе Анатолия Локотя отказываться от борьбы не спешили. Мэр, по сути, начал избирательную кампанию: по городу были развешаны билборды с его портретами и портретами его соратников с надписью «Стратегия 2030», формально это было приглашение горожанам поучаствовать в разработке стратегии развития муниципалитета. «Толоконский имел большое влияние на элиты, на журналистов, но у избирателей он имел большой антирейтинг — в Новосибирске около 60%. Устранение экс-губернатора из публичной кампании давало и плюсы, Анатолий Локоть собирался бороться и дальше»,— пояснил источник в мэрии. Одной из причин непопулярности он назвал любовь бывшего губернатора к самопрезентации: «Толоконский любил камеры, любил пиариться — скоро это людям надоело. Кто виноват? Да вот — Толоконский!»
В штабе Андрея Травникова уверяют, что полного снятия мэра с выборов не хотели — достаточно было его элитного ослабления, однако Кремль предпочел играть наверняка.
«На Старой площади любого человека сломают, будь то Локоть, будь то вы, будь то я!» — возмущалась после публичного объявления тройственного союза врио губернатора, мэра и спикера депутат Госдумы от КПРФ Вера Ганзя.
На вопрос, почему же Кремль так настойчиво продвигает Андрея Травникова, несмотря на открытое недовольство местных влиятельных групп, новосибирские политики (как из числа коммунистов, так и единороссов) отвечают просто: «Президент не может ошибаться, не может назначать случайных людей, значит, Травников должен победить». «Знаете, в одном из бюджетных расчетов, который должна была рассмотреть Госдума, закралась ошибка: запятую не там поставили. Мы стали разбираться, пытались исправить на верную цифру. ''Нет, нельзя. Документ уже видел сам и одобрил"»,— вспоминает в разговоре с “Ъ” один из федеральных парламентариев.
Председатель заксобрания Андрей Шимкив не скрывал желания поучаствовать в губернаторской кампании хотя бы на уровне праймериз единороссов. Господин Шимкив стал спикером вопреки воле федерального центра — его поддержали близкие к Виктору Толоконскому группы. Но уже зимой в Кремле политику ясно дали понять, что рваться на ступеньку выше не стоит, и он стал публично поддерживать Андрея Травникова.
Выдвижение Анатолия Локотя было приостановлено в том числе и по партийной линии. «Локоть много раз говорил: хочу идти на выборы, но только в случае поддержки партии. Раньше выдвинуть и оказать поддержку могло только областное руководство КПРФ, сейчас по уставу нужно одобрение федерального руководства. На этой неделе дали понять, что одобрения ждать не стоит»,— констатировал источник в областном отделении. По его словам, свою роль в отсечении Анатолия Локотя от выборов сыграл депутат Госдумы Юрий Афонин, который заведует в КПРФ кадровыми вопросами.
«Все это надо рассматривать в разрезе того, что Геннадий Зюганов уже в возрасте, руководство партией рано или поздно перейдет, но к кому? Локоть — один из претендентов на руководство партией, стал бы губернатором — повысил бы свои очки»,— намекнул в беседе с “Ъ” источник, близкий к региональной власти.
Тем не менее он уверен, что договороспособность может сыграть мэру и на руку: «Для председателя партии это важное качество».
Горький пряник
Федеральная власть использовала не только кнуты, но и пряник. Как утверждают источники “Ъ”, во вторник, 5 мая, с Анатолием Локотем встретился первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко. Во время этой беседы, по словам собеседников “Ъ”, были проговорены тонкости пакта: сохранение в Новосибирске прямых выборов мэра, возвращение бюджету города доли поступлений от НДФЛ (была переведена в пользу областного бюджета при Владимире Городецком), поддержка областной властью Анатолия Локотя на выборах мэра. Все эти пункты были проговорены на совместной пресс-конференции врио губернатора и мэра.
«Локоть получил все, что мог. Выборы сохранятся, бюджет развития вернется — это именно то, что он и говорил горожанам»,— объясняет “Ъ” депутат заксобрания от КПРФ Анатолий Жирнов.
У пряника есть и горький привкус. В мэрии допускают, что прямые выборы могут отменить. «Все может быть, однако после таких обещаний — вряд ли. Подставить и выставить своего кандидата от "Единой России" или самовыдвиженца могут, но раскрутить его — нет. Это не будет сильная фигура: противовесы губернатору не нужны. Кампанию КПРФ выиграет»,— оптимистично настроен источник в Компартии. Политолог Алексей Мазур полагает, что сорвать банк на мэрских выборах могут другие силы. «Например, лидер местной "Родины" Вячеслав Илюхин — он публичный политик, обладает финансовыми ресурсами»,— указывает он. Андрей Трошкин согласен с такой точкой зрения: «Илюхин уже начал фоновую кампанию». Как рассказали “Ъ” источники в заксобрании, своего человека на пост градоначальника намерен провести и Андрей Шимкив, сам он отказался беседовать с “Ъ”. По словам Вячеслава Смирнова, после отказа Анатолия Локотя участвовать в выборах «не губернаторские выборы закончились, а мэрские выборы начались».
Местные эксперты, впрочем, уверены, что областные влиятельные группы попробуют взять реванш после выборов. «За Травникова решает проблемы администрация президента, но выборы кончатся — и ее внимание переключится на другие регионы»,— заключает Алексей Мазур.