Возвращенная ценность
Franz Ferdinand вспомнили русский
В московском зале Adrenaline Stadium в рамках турне в поддержку альбома «Always Ascending» прошел концерт шотландской группы Franz Ferdinand. Борис Барабанов предполагал, что по группе у нас соскучились, но не знал, что настолько.
В середине 2000-х Franz Ferdinand стали абсолютными законодателями мод в танцевальном роке, а как следует поездив по миру, набрали такую концертную форму, что заслуживали самых лестных сравнений, хоть с U2, хоть с The Rolling Stones. Казалось, их попадание в соответствующую лигу рока — вопрос времени. В России их увидели своевременно, практически, одновременно со всем миром. В интервью нашим СМИ Алекс Капранос признавался в любви к советскому конструктивизму, а песня «Love And Destroy» была вдохновлена «Мастером и Маргаритой» Михаила Булгакова. Все шло к тому, что не только заберутся на самый верх, но и заработают со временем статус «русской народной группы» вроде Deep Purple или Depeche Mode.
Однако в начале 2010-х стало ясно, что конкурировать с великими Franz Ferdinand не собираются, и если роль хедлайнера фестиваля вроде «Пикника Афиши» была им по плечу, то сольный концерт, скажем, в СК «Олимпийский» — не их история. Ажиотаж схлынул, а хитов, сравнимых по силе с теми, что целиком составляли дебютный альбом, на новых пластинках не было. Franz Ferdinand записали альбом и съездили в турне с группой Sparks, а фронтмен Алекс Капранос влился в супергруппу BNQT, но внутри Franz Ferdinand кризис был налицо. Ее покинул гитарист Ник Маккарти, и для записи нового альбома «Always Ascending» группа наняла людей продюсера из электронной группы Cassius. Качество песен альбома заставило говорить о возвращении к славным золотым временам, но был и риск того, что группа слишком увлечется новым звучанием.
Вся первая половина концерта Franz Ferdinand в Adrenaline Stadium была сыграна словно на сниженных оборотах. Это касалось и старых, и новых песен. Если уж такой зажигательный номер, как «Do You Want To», потерял изрядную долю танцевального потенциала, то что говорить о более поздних песнях.
Алекс Капранос расточал комплименты в адрес московской публики и российской культуры, а также использовал весь запас русских слов, который, к слову, не ограничивался одним лишь словом «spasibo», как у прочих его коллег-гастролеров. Но когда группа бралась за инструменты, было ощущение, что в бак залили разбавленный бензин.
Все, кто помнил выступление Franz Ferdinand на «Пикнике Афиши» в 2012 году, были разочарованы. Однако, ровно на середине концерта, когда зазвучала новая песня «Lazy Boy», искомый драйв дал о себе знать. Потом Franz Ferdinand исполнили песню «Stand On The Horizon», которая, как сообщил Алекс Капранос, прозвучала по просьбе поклонников, и перешла к финальному блоку хитов. Даже те, кто провел первую часть концерта с недовольной гримасой на лице, не могли сдержаться и выдавали весь арсенал доступных им танцевальных движений. Возможно, сыграла роль акустика Adrenaline Stadium — не каждая группа справится с ней с первых нот. Важно было и то, что новобранец-клавишник Джулиан Корри взял в руки гитару, и практически вся завершающая часть концерта и бис были сыграны под аккомпанемент трех гитар. Никаким синти-попом не пахло, группа звучала не менее жестко, упруго и рок-н-ролльно, чем в годы хайпа 2000-х.
К моменту исполнения главного хита «Take Me Out» и распевной «Ulysses» весь зал находился во власти Алекса Капраноса и его коллег. Зал этот был заполнен до отказа. Несмотря на долгую разлуку и творческий спад, у русской публики с Franz Ferdinand все же особенные отношения.