Дата
95 лет назад «Огонек» писал о разгрузке тюрем и лагерей в Советской России
95 лет назад «Огонек» писал о работе Комиссии по разгрузке тюрем и лагерей. После революции, как известно, тюрьмы были переполнены. Амнистии были нужны властям, чтобы освободить тюрьмы и выглядеть гуманно перед Западом. «В тюрьмах и лагерях на 75 процентов сидят случайные преступники по слабости, легкомыслию и невежеству, давно раскаявшиеся,— утверждал журнал.— Комиссия ВЦИК вернула обществу досрочно освобожденных и условно амнистированных более 3 тысяч человек». Например, отпускали почти всех самогонщиков. «Огонек» описывал выходящих на свободу.
«Столетние деды в блошистых валенках, эмансипированные дочери лавочников, добродетельные доселе жены сапожников. Из диалогов:
— Ведь вот вы — дед, в отцы мне годитесь, а мне вас судить приходится.
— Извиняюсь. Я, батюшка, извиняюсь. Зарекся, батюшка.
— Будете еще самогон продавать?
— Сияние, батюшка, видишь? Вот округ головы. Мученическое сияние обрел, насидемшись. Будет, батюшка, поторговал». На волю выходили крестьяне, дезертировавшие из армии. «Пять лет непрерывной службы: ушел к семье,— описывал "Огонек» дезертира.— Дезертировал сознательно: помочь семье, поставить дом на ноги». Милостиво относилась прокуратура и к тем, кто сидел за мелкое воровство. Например, отпустили трех слесарей, отсидевших 9 месяцев за кражу пиджака.
«— Прежде судились?
— Никак нет.
— А здесь сказано — вторая судимость.
— Я в первый раз — из плена вернулся, голодный был, дохлых поросят ел, за это судили. Семь месяцев отсидел».
Несколько тысяч человек обрели свободу, но вместе с тем в 1923 году был создан первый лагерь ГУЛАГа — Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), известный пытками и чудовищными условиями жизни осужденных.