Газ облегчит транспортный налог
Власти Ленобласти обещают владельцам машин и автобусов на альтернативном топливе 50-процентную скидку
По данным "Ъ", на осенней сессии Законодательного собрания Ленобласти будет рассмотрен законопроект, предусматривающий снижение вдвое транспортного налога в регионе для автомобилей и автобусов, работающих на газомоторном топливе. Перевозчики положительно оценивают эту инициативу, но отмечают в регионе недостаток газовых заправок для автомобилей.
Разработать законопроект о снижении налоговой нагрузки для владельцев транспорта, работающего на газомоторном топливе, на прошлой неделе поручил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. По данным "Ъ", данный законопроект планируется рассмотреть на осенней сессии регионального парламента.
Сегодня ставка транспортного налога в Ленобласти для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. составляет 18 рублей с каждой лошадиной силы в год, от 100 л. с.— 35 рублей, от 150 л. с.— 50 рублей, от 200 — 75 рублей, свыше 250 л. с.— 150 рублей. Что касается общественного транспорта, то налоговая ставка за автобусы с двигателем мощностью не более 200 л. с. равна 50 рублям (до 10 тыс. рублей в год), а выше 200 л. с — 85 рублям (от 17 тыс. рублей в год).
Как сообщил "Ъ" советник вице-губернатора Ленобласти по вопросам транспорта Михаил Присяжнюк, сегодня в регионе насчитывается 1,7 тыс. автобусов, 141 из которых работает на газомоторном топливе. То есть чуть более 8% от общего числа.
Газозаправочная сеть на территории Ленобласти принадлежит "дочке" Газпрома — ООО "Газпром газомоторное топливо". По данным компании, сейчас функционирует три объекта: два модуля компримирования природного газа на АЗС "Газпромнефть" в Тихвине и Тосно, и АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) в Гатчине, запущенная в 2017 году. В планах "Газпрома" до конца 2018 года завершить строительство новой АГНКС в Кингисеппе. Еще пять объектов (в населенных пунктах Пикалево, Всеволожск, Синявино, Лаголово и на Волхонском шоссе) компания планирует построить до конца 2020 года.
"Мы также настаиваем на включении в программу "Газпрома" строительства АГНКС в дальних районах Ленобласти, таких как поселок Сосново Приозерского района и город Подпорожье",— добавил Михаил Присяжнюк.
Среди компаний-перевозчиков, которые работают на территории региона, самый большой автопарк "газовых" автобусов принадлежит "Питеравто". Как сообщил "Ъ" директор по организации перевозок "Питеравто" Роман Юренев, всего у перевозчика насчитывается 600 единиц автотранспорта, работающего на альтернативном топливе, из которых около 100 курсируют по Петербургу и Ленобласти. "Инициатива со снижением транспортного налога хорошая, но в Ленобласти есть проблемы с инфраструктурой. Заправка в Тосненском районе иногда бывает закрыта на 10 дней, в гатчинской не хватает мощности. Кроме того, в регионе их просто мало, и мы не работаем с таким транспортом в других районах, потому что заправки находятся далеко",— говорит господин Юренев.
Подобного мнения придерживается гендиректор АТП "Барс-2" Андрей Заботин. "Пока автобусов, работающих на газомоторном топливе, у нас нет, хотя мы давно хотим их купить. Но это будет целесообразно делать в случае, если решится вопрос с инфраструктурой. Уже существующие АГНКС находятся далеко от нашей базы",— объяснил Андрей Заботин. Он добавил, что стоимость "газового" транспорта почти в два раза выше по сравнению с "бензиновым" или "дизельным" аналогом. Так, автобус средней вместимости обойдется перевозчику в 3,5 млн рублей, тогда как работающий на альтернативном виде топлива будет стоить не меньше 7 млн рублей. "Но с учетом федеральных субсидий, которые предоставляются заводам-производителям, и растущих расходов на дизель, который в два раза дороже, чем природный газ, для нас есть смысл покупать такие автобусы",— добавил Андрей Заботин.
Низкие темпы строительства АГНКС на территории Ленобласти региональные власти объясняют отсутствием инициативы со стороны инвестора. "Они могут подобрать участок, грамотно обосновать необходимость включения объекта в инвестпрограмму и предоставить с первого раза все необходимые документы",— сказал источник "Ъ" в правительстве. Он добавил, что развитие сети АГНКС в регионе во многом зависит и от взаимодействия структур "Газпрома" с муниципалитетами, которые предоставляют земельные участки под строительство. "Позиция монополиста, состоящая в том, чтобы строить заправки только рядом с магистральными газопроводами, очевидно, не находит понимания на территориях",— отметил собеседник.
В "Газпром газомоторное топливо" заявили, что расширение газозаправочной сети в Ленобласти синхронизировано с увеличением парка техники, работающей на природном газе. "В Ленобласти на маршрутах Ломоносовского, Гатчинского и Тосненского районов эксплуатируются более 100 газомоторных автобусов. Загрузка сети АГНКС "Газпром" в регионе в 2017 году составила 15,3%. Загрузка новой АГНКС "Газпром" в Гатчине за первую половину 2018 года составляет менее 12%",— отмечают в пресс-службе компании.
По данным "Финам", парк автомобилей, работающих на природном газе, в прошлом году составлял менее 160 тыс. единиц в России. Это с учетом машин, на которых специальное газобаллонное оборудование было установлено частным образом. "Думаю, спрос на автомобили на альтернативном топливе будет расти — это глобальный тренд. Хотя в России, с ее высокой обеспеченностью традиционными видами топлива и развитой соответствующей инфраструктурой, процесс идет медленнее",— говорит аналитик "Финам" Алексей Калачев.