Топливу не дадут пробить планку в 100
Сможет ли правительство остановить рост цен
Правительство не даст бензину подорожать до 100 руб. за литр — такое обещание дал вице-премьер Дмитрий Козак. Чиновник в среду обсуждал рост цен на топливо с главами регионов. Бензин и дизель дорожали на внутреннем рынке в течение всей весны, в мае рост цен ускорился. В итоге в некоторых субъектах заговорили о возможном срыве уборочной кампании. Пока правительство решило снизить акцизы на сырье и договорилось с крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке цен в рознице. Что толкает цену вверх и может ли правительство остановить этот процесс?
Замдиректора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков пояснил, что топливо дорожает из-за роста себестоимости сырой нефти. Скорректировать это правительство вряд ли может, но пугающих 100 руб. за литр бензина россияне не увидят, отметил эксперт: «Для конечного потребителя важным является соотношение курса рубля и цен на нефть в долларах. Пока они не меняются, просто происходит подтягивание розницы цен относительно оптовых. Если мы считаем, что основной фактор роста цен на топливо — это курс рубля и цена нефти, то, чтобы цена выросла до 100 руб., нефть должна стоить где-то $170–180 за баррель при том же курсе рубля, что и сейчас».
На себестоимость топлива внутри страны также влияют акцизы, которые начисляются при нефтепереработке. Беспокоит участников рынка и налоговый маневр, который предполагает снижение экспортной пошлины на сырье. По расчетам правительства, она обнулится к 2024 году, и экспортная цена приравняется к внутренней. В условиях, когда один фактор накладывается на другой, рынку нужна компенсация, отметил замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. По его словам, необходимо более радикальное снижение акцизов: «Здесь сошлось все вместе — и рост акцизов, и рост рублевых цен на нефть. Здесь сочетание многих факторов, и, соответственно, нельзя решить эту проблему, воздействуя только на один из них — тем более что акцизы были уменьшены всего на половину от той суммы, на которую они были повышены за время кризиса на рынке углеводородов. И можно абсолютно безболезненно их снизить еще больше — примерно на 2 руб. за литр в пересчете. Я так понимаю, что у правительства есть определенный скепсис в отношении участников рынка. Понятно, что любой бизнес будет требовать больших преференций, необходимых для решения той или иной задачи, поэтому правительство действует консервативно. Когда они увидят, что решить ее невозможно, они пойдут на дальнейшие ослабления. Я полагаю, что его не завершат, потому что в данный конкретный момент это было бы несвоевременно, тем более что правительство оставляет за собой возможность значительно повысить экспортную пошлину на нефтепродукты для того, чтобы ограничить выгоду вывоза нефтепродуктов. Другое дело, что это не главный фактор, влияющий на рынок — скорее всего, еще повысят квоту на биржевые торги. Если все будет сделано нормально, то цены будут такими же, плюс-минус 2 руб.».
Крупные нефтяные компании не раз подчеркивали, что налоговый маневр подстегнет рост цен на бензин и дизель. Например, «Роснефть» прогнозировала скачок стоимости топлива в полтора раза. Налоговый маневр все равно не остановят, но, возможно, замедлят, считает аналитик Райффайзенбанка по нефти и газу Андрей Полищук: «Думаю, что налоговый маневр будет продолжен. Единственное, если это будет действительно оказывать сильное влияние на конечные цены на заправках и, соответственно, на инфляцию, то он может быть более плавным. Первый этап налогового маневра уже завершен, и его результаты оцениваются в целом положительно. Однако снижение экспортных пошлин стратегически правильно».
Во время селекторного совещания с губернаторами вице-премьер Дмитрий Козак пообещал еще раз обсудить налоговый маневр с нефтяными компаниями. Беседа с участниками рынка может состояться 13 июня.