Магистральное перенаправление
Фонд развития увеличит расходы бюджета на 0,6 трлн рублей в год для удобства сообщений
Инфраструктурный фонд в составе бюджета получит название «Фонд развития» и предельный размер в 3,5 трлн руб. до 2024 года, его наполнение не будет прямо зависеть от «бюджетного правила» — таковы положения законопроекта, внесенного Минфином в правительство. Около 600 млрд руб. допрасходов бюджета в следующие шесть лет — это в основном инвестиции в магистральную инфраструктуру: порты, аэропорты, железные дороги, автотрассы из Европы на запад Китая. Идея создания особых институтов развития для расходования такого фонда была заблокирована первым вице-премьером Антоном Силуановым, настоявшим на временных и чисто бюджетных границах «инфраструктурного» исключения из правил госрасходов.
Законопроект о создании Фонда развития внесен в Белый дом, сообщил в среду статс-секретарь Минфина Юрий Зубарев, отметив, что на площадке правительства он еще будет «дорабатываться». В Белом доме в среду не смогли уточнить, будет ли документ рассматриваться 14 июня на заседании правительства. Положения о создании фонда предполагается вносить в Госдуму не отдельным документом, а поправками ко второму чтению другого правительственного проекта — о введении механизма «обоснования инвестиций». Это позволяет принять его, минуя оценку регулирующего воздействия, что теоретически должно позволить уложиться в срок до конца весенней сессии Госдумы: поправки ко второму чтению документа Госдума принимает до 19 июня, и их уже много. При этом есть основания полагать, что сам по себе механизм «обоснования инвестиций», разрабатывавшийся с осени 2016 года в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака, коснется и расходования средств фонда.
Как следует из документа, с которым ознакомился “Ъ”, фонд фиксируется в законодательстве как источник формирования бюджетных ассигнований на финансирование госпрограмм. Авторы проекта полагают, что это позволит создать «комплексную систему финансового обеспечения мероприятий, направленных на достижение поставленных президентом национальных целей и реализацию стратегических задач развития страны». Средства фонда будут направляться на проекты магистральной инфраструктуры, связывающие населенные пункты: железные дороги, порты, аэропорты. В дороги инфраструктурный нацпроект предполагает инвестиции лишь на российских участках транспортного коридора Европа—Западный Китай. Отдельно в законопроекте отмечается, что одновременное финансирование мероприятий госпрограмм за счет средств Фонда развития и Федерального дорожного фонда не допускается: вложения фонда в дорожное строительство не будут большими.
Предельный объем инфраструктурного фонда будет ежегодно устанавливаться законом о бюджете — до достижения им в 2024 году значения 3,5 трлн руб., при этом разрешен перенос остатков бюджетных ассигнований фонду на следующий год. Судя по конструкции поправок, 3,5 трлн руб.— это общая сумма профинансированных проектов Фонда развития за шесть лет (с 2019 по 2024 года включительно), то есть физически фонд не достигнет такого объема никогда. По словам Юрия Зубарева, фонд будет наполняться за счет внутренних заимствований (в том числе у населения) — ранее Минфин оценивал дополнительные заимствования для его формирования в 100–200 млрд руб. в год, что существенно меньше, чем 580 млрд руб. среднего предполагаемого размера расходов Фонда развития: разница, видимо, будет покрыта из предполагаемых дополнительных ненефтегазовых доходов бюджета (что не нарушает в отличие от сверхплановых займов «бюджетного правила») и иных источников (возможно, правило нарушающих).
Впрочем, сам по себе выделенный Фонд развития будет самостоятельной величиной с «плавающим» годовым объемом расходов в пределах шестилетнего цикла расходования средств.
Проект можно назвать компромиссным вариантом финансирования инфраструктуры, согласованным после полугодового обсуждения Минфина с Минэкономики предложенной последним концепции развития инфраструктурной ипотеки. Главной причиной разногласий стало предложение создать фонд инфраструктурной ипотеки, который Минфин воспринимал как угрозу бюджетной стабильности. В ответ Минэкономики высказывало претензии к разработанной Минфином новой версии специнвестконтрактов (СПИК 2.0). В ходе улаживания этих разногласий фонд инфраструктурной ипотеки трансформировался в Фонд развития инфраструктуры — о его создании на ПМЭФ объявил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. Итогом и стал документ о Фонде развития. Основное отличие фонда от инфраструктурной ипотеки, на котором настоял Антон Силуанов (правительство вело довольно напряженную внутреннюю дискуссию по этому проекту в апреле—мае 2018 года, фактически Минфин был единственным ведомством, не поддержавшим идею в рамках, предложенных Минэкономики),— фонд остается бюджетным, и под его проекты не создается отдельная управляющая структура-посредник. Судя по всему, Минфин настоял на этом ради реформы системы капитальных расходов во всей бюджетной системе — в выделенном виде мотивация для ревизии системы принятия решений по другим затратам существенно снизилась бы.