Маневр в обход рисков
Минфин хочет подстраховать бюджет от реформы нефтяных налогов
Подготовленный Минфином законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли оказался несколько более жестким, чем ожидалось. Согласно документу, обратный акциз на нефть получат только НПЗ, поставляющие бензин на внутренний рынок в объеме не менее 10% от переработки нефти,— это, как и предполагал “Ъ”, отрезает от компенсаций некоторые заводы «Роснефти» и НОВАТЭКа. Кроме того, Минфин все же заложил рост акцизов на топливо с 2019 года, а также ограничил объем возмещения нефтекомпаниям от плавающего акциза.
“Ъ” ознакомился с законопроектом о завершении налогового маневра, который был представлен нефтекомпаниям и ведомствам 13 июня на встрече у вице-премьера Дмитрия Козака. Основные положения документа соответствуют тезисам, которые “Ъ” описал 13 июня. Но критерий предоставления обратного акциза нефтепереработке (бюджетные субсидии, частично заменяющие обнуляемую экспортную пошлину) оказался жестче. Получить акциз смогут только НПЗ, поставляющие на внутренний рынок (а не просто выпускающие) бензин в объеме не менее 10% от первичной переработки. При этом заводам «Роснефти» и НОВАТЭКа — как санкционным компаниям — формально дана возможность получить обратный акциз, даже не выпуская бензин. Но воспользоваться ей они смогут, только если все же как-то выполнят критерий поставок топлива потребителям РФ.
Минфин также ограничит риски бюджета от плавающего акциза. Как писал “Ъ”, суть механизма в том, что если экспортный netback для бензина и дизтоплива превышает их цену в РФ (на биржевом базисе Башкирии), то бюджет компенсирует нефтяникам половину разницы. Теперь в документе максимальный размер «разницы» — 3 тыс. руб. на тонну, то есть бюджет в любом случае заплатит не более 1,5 тыс. руб. В мае netback по бензину превышал внутренние цены более чем на 8 тыс. руб. на тонну.
Минфин заложил в документе и изначально прописанные в бюджете ставки акцизов на топливо с 2019 года, что означает их рост с текущего уровня. В этом году акцизы должны были поднять дважды, но из-за весеннего скачка цен на топливо правительство с 1 июня пошло на внеплановое снижение акцизов на бензин и дизтопливо до конца 2019 года — на 3 тыс. руб. и 2 тыс. руб. на тонну. Взамен нефтяники обещали заморозить цены на АЗС. Но в законопроекте Минфин, как и предполагалось ранее, закладывает в 2019–2020 годах акцизы на бензин в 12,3 тыс. руб. и 12,75 тыс. руб. за тонну, для дизтоплива — 8,5 тыс. руб. и 8,8 тыс. руб. за тонну.
Нефтяники возражали против таких мер, считая, что для снятия напряженности на рынке топлива необходимо снижать акцизы. Глава «Газпром нефти» Александр Дюков упоминал, что дальнейшее снижение ставок обсуждается, но правительство пока не готово на это. Собеседники “Ъ” на рынке говорят, что компании традиционно опасаются, что, если акцизы так и не будут повышены в соответствии с бюджетными проектировками, Минфин возьмет эти деньги с нефтяников через рост НДПИ. «И в чем-то это будет обоснованно, потому что при такой цене, курсе рубля и снижении пошлин добыча здорово выигрывает»,— отмечает источник “Ъ”.
В Минфине пояснили “Ъ”, что документ является очень предварительным и решений по вариантам завершения маневра, в том числе по уровню акцизов с января 2019 года, на данный момент не принято. В Минэнерго отказались от комментариев.
Если поправки заработают с 2019 года вместе с плавающим акцизом, это должно частично компенсировать потенциальный рост прямого акциза (последний участвует в формировании внутренней цены, но не уплачивается при экспорте). Это значит, что при повышении акциза на бензин на 4 тыс. руб. на тонну и эквивалентного влияния на netback реальный эффект составит только 2,5 тыс. руб. на тонну. Но даже в этом случае при прямом перенесении повышенного акциза в розничную цену топлива та может вырасти на 1,9 руб. на литр.
«Высокие акцизы, постепенная отмена экспортных пошлин, рост НДПИ, слабый рубль, высокие мировые цены делают задачу сдерживания цен на нефтепродукты математически нерешаемой»,— считает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков». По его мнению, для стабилизации топливных цен при завершении налогового маневра нужно снизить акцизы и подумать о снижении НДС на топливо. Эксперт считает компенсацию части разницы между внутренними ценами и экспортным паритетом слишком сложной, к тому же «она создает соблазн манипулирования показателями netback и биржевыми котировками».