«Их не надо бояться»
Прямая речь
Актеры о работе с режиссерами-дебютантами
Виктория Исакова:
— Иногда тебя снимает большой режиссер, и если между вами случается химия, то он к тебе возвращается в своем следующем кино, и в следующем, и еще в одном. Но чаще всего он использует ту тебя, которую полюбил, и хочет тебя именно в этом качестве, пусть с какими-то нюансами. И в какой-то момент ты понимаешь, что идешь по накатанной: сама себя цитируешь, знаешь внутренние ходы, которые приведут к решению роли. А когда оказываешься у дебютанта — ждешь от него нового видения и понимания тебя как актрисы: между вами нет прошлого, вас связывает только неизведанное настоящее. Надежда положить в копилку актерского опыта что-то новое в себе — это мощный стимул, толкающий на работу с режиссером-новичком.
Данила Козловский:
— Идея фильма «На районе» показалась мне крайне необычной. И то, что такая пацанская дерзкая история рассказана девочкой, придавало ей, истории, особую, нежную интонацию. Именно этот странный симбиоз трогательного отношения к героям и мужской энергии, силы, я бы даже сказал, дикости персонажей очень меня привлек. Таких ролей, как мой герой по прозвищу Киса, мне точно никогда не предлагали и, думаю, не предложат в ближайшее время: это полная, абсолютная противоположность тому, кто я есть.
Максим Виторган:
— Характеристика «новичок» для меня не является ни отрицательной, ни даже настораживающей. Встретиться с человеком, который долго готовился, чтобы впервые предъявить миру что-то важное,— это шанс. Мне 45 лет, у меня около 60 фильмов, может, и не бог весть каких, поэтому я считаю, что за вновь прибывших надо цепляться. Их молодая энергия может изменить твою жизнь.
Анна Михалкова:
— Я много снимаюсь у дебютантов и убеждена, что очень важно давать им шанс поработать с состоявшимися артистами. Это возможность помочь быстрее пройти дистанцию от ученика до полноправного члена кинематографического сообщества. Либо наоборот, помочь понять, что этой дистанции новичку не преодолеть и лучше уйти из профессии. Да, мною во многом движут педагогические мотивы. С другой стороны, съемки у дебютантов — наша маленькая месть именитым режиссерам, которые время от времени про нас забывают. Ну и, конечно, от работы с новичком всегда ждешь какого-то открытия, разрыва шаблона, рождения звезды. Я люблю талантливых людей и рада быть причастна к их успеху.
Сергей Гармаш:
— Дебют — условный термин. Может быть, за кажущимся риском дебюта как раз и скрывается большой бонус, когда твои намерения высоки и ничем не замараны, когда ты чего-то касаешься впервые и ничто не уводит тебя в сторону от замысла. Мне не очень везет на молодых режиссеров: студенты время от времени что-то предлагают, но я вижу, что это только навредит и мне, и дебютанту: там просто нечего играть. Но всегда читаю присланные сценарии, потому что верю: ходят здесь, по дорожкам «Кинотавра», будущий Тарковский, будущие Лиознова и Шепитько. Да, их трудно распознать, но их не надо бояться.