ГИБДД после жалоб водителей отключила несколько камер в Москве
но нарушений в их работе не нашла
ГИБДД по итогам проверки отключила две камеры на Новорязанском шоссе. Формальным поводом для нее послужили жалобы водителей на получение штрафов якобы за одно и то же нарушение. Госавтоинспекция нарушений не нашла, но признала, что работа комплексов «вызывает вопросы» у автовладельцев, и отключила их, сославшись на снижение аварийности на дороге. Эксперты призывают проверить места, где на многополосных автомагистралях по непонятным причинам скорость ограничена 60 км/ч.
Заместитель главы думской фракции ЛДПР Ярослав Нилов получил официальный ответ от начальника ГИБДД России Михаила Черникова, в котором сказано, что ряд камер, фиксирующих проезд автомобилей на Новорязанском шоссе (Жулебинская эстакада) в Москве, отключен с 1 июня после проведенной проверки.
В конце мая господин Нилов обратился в Госавтоинспекцию в связи с информацией в СМИ о том, что водители, проезжая по Жулебинской эстакаде, получают два разных штрафа за одно и то же нарушение: один — с камеры, фиксирующей передний номер, другой — с камеры, считывающей задний номер. Ярослав Нилов в депутатском запросе сослался на п. 5 ст. 4.1 КоАП, согласно которому никто не может быть наказан дважды за одно и то же нарушение.
Михаил Черников поручил провести проверку московскому управлению ГИБДД. Она показала следующее: действительно, с 18 апреля в районе Жулебинской эстакады работают четыре камеры типа «Автоураган», две из которых смотрят в сторону центра, другие две — в сторону области. Все комплексы настроены на фиксацию превышения скорости более 60 км/ч, поскольку данный участок считается населенным пунктом (о чем свидетельствуют знаки-таблички). Однако в действительности, пояснил господин Черников, камеры фиксировали разные нарушения, просто в постановлениях, на которые ссылались в публикации, время было указано без секунд. «Данный факт не противоречит законодательству, однако вызывает вопросы со стороны участников движения, полагающих, что оба постановления вынесены в одно и то же время»,— сказано в ответе ГИБДД. По итогам проверки две камеры были отключены с 1 июня.
Официальная причина решения — «устойчивое» снижение аварийности на участке Новорязанского шоссе (проще говоря, необходимость в строгом контроле скорости отпала).
«Мы довольны тем, что комплекс работает корректно,— заявил “Ъ” представитель компании "Технологии распознавания" (производитель "Автоураганов") Сергей Кусов.— Это подтверждает факт фиксации правонарушения — правда, задублированный. Но это скорее курьез, чем нарушение. Что касается самого инцидента и его разрешения, то мы никак не влияем на решение по размещению камер. Где и в каком количестве их устанавливать — определяет эксплуатирующая организация». Напомним, столичный ЦОДД по контракту арендует 500 «Автоураганов» у компании «Алагер», которая обслуживает комплексы и несет за это ответственность, места установки определяют ЦОДД и ГИБДД. Комментируя отсутствие указания секунд в постановлении, господин Кусов отметил, что при замере мгновенной скорости достаточно указания места, даты и времени с точностью до минуты. «В шапке каждого постановления указан идентификатор комплекса,— пояснил он.— В данном случае их два, а значит, это разные камеры. На фото видно, что автомобиль снят в разных ракурсах».
С технической точки зрения было зафиксировано два независимых события — превышения скорости в двух точках, находящихся на расстоянии сотни метров друг от друга, говорит эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман. В ГОСТе 2016 года сказано, что зоны контроля камер (при фиксации одних и тех же видов правонарушений) не должны иметь общие участки по длине дороги. Вместе с тем с юридической точки зрения, отмечает господин Шухман, есть такое понятие, как «длящееся нарушение», но для него нет четкого определения в законодательстве. «На мой взгляд, в данном случае штрафы были вынесены правомерно, ГИБДД просто пошла навстречу автомобилистам вместо решения реальной проблемы»,— говорит он.
По мнению Григория Шухмана, городским властям и Госавтоинспекции необходимо проанализировать места «избыточных» ограничений скорости на дорогах, когда на многополосной магистрали с отбойниками без примыканий и без доступа пешеходов на проезжую часть почему-то стоит ограничение 60 км/ч, как в случае с Жулебинской эстакадой.
По сведениям “Ъ”, в правительстве Москвы обсуждается идея повышения скоростного режима с 60 до 80 км/ч на некоторых автомагистралях (на участках до МКАД, но де-юре на территории Москвы), но решение по этому вопросу не принято.
Работа дорожных камер в Москве (их около 1,5 тыс.) регулярно вызывает вопросы общественности. В 2016 году «софт» принял тень и блик от фар за силуэт автомобиля, в результате автовладельцы получили штрафы в размере 1,5 тыс. руб. за выезд на обочину, эти случаи активно обсуждались в сети. После жалоб и проверки постановления были отменены. В 2017 году столичные водители стали получать ошибочные, по их мнению, штрафы с комплексов за превышение скорости: «Синие ведерки» утверждали, что настройка камер сбилась в результате сильного ветра, но официальная проверка ЦОДД нарушения так и не подтвердила. В том же году в Москве водители получили несколько тысяч штрафов с участка выделенной полосы на Нижегородской улицы, хотя знаки, обозначающие выделенку, были завешены. Позже в ГИБДД заявили об отключении камеры, а несколько тысяч постановлений (каждое на 3 тыс. руб.) были отменены.