Свобода ОСАГО дорого обойдется
ЦБ опубликовал проект новых тарифов для автогражданки
Банк России в четверг опубликовал проект указания о предельных значениях тарифов ОСАГО. Тарифный коридор, как и обещалось, расширится: вниз — для всех видов транспортных средств на 20%, вверх — на те же 20% для автомобилей физлиц. При этом для авто юридических лиц и для владельцев мотоциклов и мотороллеров страховка может подешеветь — для них верхняя граница тарифа опускается на 5,7% и 10,9% соответственно. В итоге новая цена ОСАГО для физлица — усредненного водителя вырастет на 2 тыс. руб., а для молодого и неопытного на мощном авто из «токсичного» для страховщика региона — на 6 тыс. руб.
Обещанная регулятором реформа цен в ОСАГО началась. ЦБ опубликовал проект указания о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО. В Центробанке подчеркивают, что этот документ — первый шаг на пути к индивидуальным тарифам. Расширить тарифный коридор предложено за счет сдвига его нижней границы для всех видов транспортных средств (ТС) на 20%. Верхняя граница для автомобилей физлиц сдвигается также на 20%. Для мотоциклов и мотороллеров, наоборот, она снижается на 10,9%, для легковых автомобилей юрлиц — на 5,7%. Базовые значения тарифа для мотоциклов и мотороллеров составят от 649 руб. до 1407 руб., для ТС категории «B» юрлиц — 2058–2911 руб., для физлиц в той же категории — 2746–4942 руб.
Документ также предлагает реформировать коэффициент бонус-малус (КБМ, скидки и надбавки за «аварийность» водителя). Планируется перейти на годовой порядок расчета КБМ — сейчас он рассчитывается на дату окончания действия последнего договора ОСАГО. ЦБ поясняет, что это упростит калькуляцию тарифов и сократит число злоупотреблений при применении коэффициента. Планируется закрепить страховую историю за каждым водителем (сейчас человек может иметь один КБМ как водитель и еще один — как владелец ТС), что позволит исключить случаи обнуления страховой истории водителя при перерыве в вождении. Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ, что существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО. В момент вступления в силу изменений по КБМ (1 января 2019 года) водителям, у которых в базе Российского союза автостраховщиков (РСА) числится более одного значения коэффициента, будет присвоено наименьшее из них. Новации также коснутся коэффициента возраста и стажа водителя (КВС) — будет введена его более детальная градация (50 ступеней вместо действующих четырех). При этом для опытных водителей среднего и старшего возраста значения КВС будут снижены, а для молодых и неопытных — повышены (в пределах 4,5%).
По данным РСА, для среднего водителя полис ОСАГО в стране сейчас стоит 5,8 тыс. руб., будет — на 2 тыс. руб. дороже. Для неопытного молодого водителя из убыточного для страховщика региона на мощном автомобиле страховка подорожает с 25 тыс. до 31 тыс. руб. Для самого опытного и «безаварийного» — 1,7 тыс. руб., что втрое ниже среднероссийской премии.
Как говорит президент РСА Игорь Юргенс, первый этап либерализации тарифов ОСАГО позволит рынку достигнуть хотя бы нулевой убыточности. Нынешние 55 страховщиков ОСАГО (14 лет назад, на старте автогражданки их было 240) пытаются справиться с кризисом в ОСАГО. За последние семь лет размер средней премии увеличился в 2,3 раза, а средней выплаты — почти в 3,2, что не могло не сказаться на финансовой устойчивости страховщиков. По словам господина Юргенса, «маятник качнулся в сторону установления более справедливых тарифов».
ЦБ ждет замечаний к проекту до 20 июня, после чего будет запущена официальная процедура согласования указания и станет известна дата его вступления. В проекте значится, что документ вступит в силу спустя 10 дней после официального опубликования. «Целимся в лето»,— говорил ранее зампред ЦБ Владимир Чистюхин.