Прокуроры ловят волну
В Саратовской области начались проверки лодочных станций
Прокуратура Саратовской области начала проверку работы лодочных станций, расположенных в регионе вдоль берега Волги. В ведомстве утверждают, что ревизия плановая, однако, по информации „Ъ“, она связана с трагедией в Волгограде, где перегруженный катамаран, управляемый нетрезвым мужчиной, врезался в сухогруз. В результате погибли 11 человек. В саратовских яхт-клубах и на лодочных базах считают, что ревизия не улучшит ситуацию с безопасностью на воде, но создаст проблемы для станций, работающих нелегально.
Прокурор Саратовской области Сергей Филипенко дал поручение начать проверку деятельности лодочных станций, расположенных вдоль береговой линии реки Волга. В ведомстве отмечают, что ревизия будет проводиться совместно с саратовской транспортной прокуратурой. Надзорный орган планирует дать оценку законности работы лодочных станций, проверить наличие разрешительных документов на пользование водным объектом и земельным участком, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.
В региональной прокуратуре пояснили, что проверка плановая, однако, по информации „Ъ“, она связана с трагедией в Волгограде. В Южной транспортной прокуратуре сказали „Ъ“, что саратовская областная прокуратура просила о взаимодействии, но транспортное ведомство не является инициатором проверки.
Напомним, вечером 11 июня 12‑местный катамаран «Елань‑12» столкнулся с сухогрузом «Капитан Вечеркин» в районе памятника «Гаситель». Катамаран затонул, на нем находились 16 человек, 11 из которых погибли.
Затонувшее маломерное судно, принадлежавшее бывшему главе Калачевского района Волгоградской области Дмитрию Хахалеву, не было зарегистрировано и не стояло на учете в ГИМС с 2017 года. Следствие считает, что владелец судна был пьян, поэтому не отреагировал на сигналы сухогруза.
Южное следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело по факту нарушения правил безопасности движения водного транспорта, повлекшее по неосторожности гибель двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ). В ходе расследования дела был задержан гендиректор волгоградского ООО «Пристань» 47‑летний Леонид Жданов. Ему принадлежит лодочная станция «Волжский ветер», на которой стоял катамаран «Елань‑12».
В центре ГИМС МЧС России по Саратовской области „Ъ“ сообщили, что в регионе зарегистрирована 131 лодочная база. Будут ли специалисты инспекции по маломерным судам участвовать в прокурорской проверке, в МЧС не пояснили.
Руководство лодочных баз, работающих в Саратовской области, считает, что прокурорские проверки принципиально не изменят ситуацию с безопасностью на воде. Кроме того, они отмечают, что контролирующие структуры появляются на базах постоянно.
Так, заместитель директора яхт-клуба «Наша гавань» Роман Куликов говорит, что с базы судно не может выйти перегруженным и без разрешительных документов, но в дальнейшем его отследить нельзя. «Возможно, что люди отошли на остров и кого-то дополнительно посадили. Такое может произойти только бесконтрольно. На многих базах ГИМС присутствует постоянно. Кроме того, инспекция знает номерные знаки судов и где они стоят. Владельцам баз такие нарушения ни к чему. У нас люди несколько раз пытались выйти, не имея полного пакета документов, мы просто предлагали им расторгнуть договор. У нас не стоят дешевые катера, поэтому большую роль имеет репутация», — говорит господин Куликов.
Представитель яхт-клуба «Волжская бухта» Кирилл Салоев также говорит, что исключить управление маломерным судном нетрезвым водителем лодочная база не может. «Напиться можно и на воде. Это уже дело инспекции контролировать, чтобы не ходили пьяные», — отмечает он. При этом, по мнению господина Салоева, добросовестные стоянки от прокурорских проверок не пострадают, а «недобросовестным это пойдет на пользу».
Директор лодочной базы «Волна» Александр Кусморцев утверждает, что стоянка не может не выпустить судно. «Мы не имеем права их задержать, не отдать частную собственность. В конце концов, меня интересует только то, что лодка не краденая. Нам неважно, оформленное судно или нет. В договоре указано, что мы предоставляем аренду места, а что там будет стоять, меня не интересует, хоть автомобиль. Могут быть правила внутреннего распорядка не выпускать нетрезвых, но у нас нет врачей, которые могли бы это зафиксировать. Могут проверить наличие спасательных средств или оформление земли. У кого это не оформлено, возникнут проблемы, но предотвратить ЧП, подобные волгоградскому, проверки не смогут», — считает господин Кусморцев.