Дениса Вороненкова рассудят посмертно
Генпрокуратура России получила 80 томов материалов на застреленного в Киеве экс-депутата
Как стало известно “Ъ”, сын убитого в марте 2017 года в Киеве экс-депутата Госдумы Дениса Вороненкова Николай и адвокат Андрей Гривцов завершили ознакомление с материалами его уголовного дела, связанного с хищением здания в центре Москвы. Теперь обвинительное заключение будет передано для утверждения в Генпрокуратуру, которая ранее дважды отказывалась ходатайствовать о снятии с господина Вороненкова депутатской неприкосновенности. В случае согласия надзора с обвинением дело покойного рассмотрят в Тушинском райсуде Москвы.
Почти месяц потребовалось адвокату Андрею Гривцову и сыну покойного экс-депутата Николаю Вороненкову, чтобы прочитать 80 томов уголовного дела. В четверг Вороненков-младший и адвокат Гривцов побывали в ГСУ Следственного комитета России (СКР), где своими подписями подтвердили, что теперь им известны все доводы обвинения по этому делу. Следует отметить, что из всех родственников экс-парламентария только его сын возражал против прекращения уголовного преследования отца по нереабилитирующим обстоятельствам и собирается добиться его полного оправдания в суде.
По версии следствия, в 2011 году вместе с подельниками, которые уже осуждены, Денис Вороненков участвовал в рейдерском захвате здания на Международной улице в Москве. Согласно материалам уголовного дела, к захвату недвижимости общей площадью 1,5 тыс. кв. м оказались причастны гендиректор ООО «Тома» Марина Владимирская, ее знакомый полковник ДСБ МВД в отставке Вячеслав Полозков, офицеры ФСБ Андрей Мурзиков и Сергей Шишаков, выступивший в качестве покупателя предприниматель Виталий Качур, которого подыскал Денис Вороненков, и адвокат Виталий Чабан, занимавшийся юридическим сопровождением мошеннической сделки. По данным следствия, именно парламентарий Вороненков и предложил предпринимателю приобрести здание стоимостью $5 млн за $2 млн.
Причастность господина Вороненкова к афере, говорится в материалах расследования, подтвердилась показаниями его бывших сообщников, очными ставками с их участием, а также детализацией телефонных переговоров. В результате в отношении него ГСУ СКР возбудило уголовное дело за «организацию особо крупного мошенничества» и «фальсификацию единого государственного реестра юридических лиц» (ч. 3 ст. 33 УК РФ, ч. 4 ст. 159 и ч. 1 ст. 170.1 УК РФ). Чтобы привлечь экс-депутата к уголовной ответственности, следствие в 2016 и 2017 годах пыталось обратиться через Генпрокуратуру в Госдуму о лишении Дениса Вороненкова неприкосновенности. Однако надзорный орган по каким-то причинам не увидел оснований для этого. Только после того, как господин Вороненков, не прошедший в состав новой Думы осенью 2017 года, уехал в Киев, СКР объявил его в международный розыск.
Интересно, что СКР дважды пытался получить помощь Генпрокуратуры Украины в расследовании. Первый раз в марте 2017 года, до убийства, Россия просила Украину вручить господину Вороненкову постановление о привлечении того в качестве обвиняемого и допросить, однако международное поручение было отклонено. «Украина оставляет за собой право не отвечать на данный запрос»,— говорилось в документе, поступившем в Москву из Киева.
Второй запрос СКР направил через несколько дней после убийства экс-депутата уже в рамках расследования этого преступления. Российское следствие просило подтвердить ему сам факт гибели господина Вороненкова, предоставить протокол осмотра места происшествия, а также копии допросов свидетелей и результатов экспертиз. Кроме того, подчиненные Александра Бастрыкина хотели разъяснить вдове экс-депутата Марии Максаковой возможность прекращения уголовного дела о мошенничестве в связи со смертью ее супруга. Ответ на запрос пришел с аналогичным текстом. Кстати, на Украине дело в отношении предполагаемых соучастников убийства господина Вороненкова не прошло судебный контроль — суд вернул его прокурору на исправление допущенных следствием ошибок.
По данным “Ъ”, прочитав дело, адвокат Гривцов направил генпрокурору Юрию Чайке жалобу, в которой утверждает, что причастность экс-депутата к рейдерскому захвату не доказана, а обвинение в его адрес строится на «однотипных» показаниях его предполагаемых сообщников, заключивших досудебные соглашения о сотрудничестве. Кроме того, господин Гривцов напомнил генпрокурору, что еще 3 марта 2016 года тот указал, что «не устранены противоречия в показаниях» Дениса Вороненкова и других фигурантов уголовного дела, что не позволяет оценить роль каждого из участников преступления.