Старая телегвардия объединилась против молодых интернет-волков
Слияние AT&T и Time Warner усилит конкурентное давление на Netflix, Amazon и Facebook
Вчера вечером Минюст США заявил, что не будет обжаловать решение суда, который накануне разрешил слияние телефонного гиганта AT&T и кабельной корпорации Time Warner. После этого AT&T объявила о завершении своей сделки с Time Warner, которая должна заметно усилить конкуренцию на глобальном медиарынке в условиях растущего влияния новых производителей контента, таких как Netflix и Amazon, и таких гигантов интернет-рекламы, как Google и Facebook.
Вчера поздно вечером Министерство юстиции США заявило, что не будет обжаловать решение американского суда, который двумя днями ранее разрешил $85-миллиардовое слияние между телефонной корпорацией AT&T и кабельно-спутниковой корпорацией Time Warner. Так исчезло последнее препятствие для сделки, которая меняет расстановку сил не только на американском медиарынке, но и общемировом. После заявления Минюста AT&T сообщила об успешном завершении слияния, которое было начато еще в октябре 2016 года, но встретило жесткую оппозицию со стороны администрации Дональда Трампа, который спустя месяц стал президентом США. Еще в ходе предвыборной кампании Дональд Трамп резко высказывался против объединения AT&T и Time Warner, которое, по его мнению, может монополизировать американский рынок телевизионного контента. В октябре 2016 года он заявил, что «мы не одобрим эту сделку, потому что ее результатом станет сосредоточение слишком больших полномочий в одних руках».
Действительно, слияние двух корпораций является знаковым — это так называемое вертикальное слияние, когда объединяются не прямые конкуренты в одной и той же отрасли, а компании, работающие на смежных рынках,— например, производства и распространения одной и той же продукции, что может привести к монополизации рынка.
Это уже вторая решительная победа AT&T над американским государством. Созданная в 1885 году как Bell Telephone Company, переименованная позже в American Telephone and Telegraph Company, корпорация была в 1982 году насильственно разделена на несколько компаний, чтобы прекратить ее монополию на рынке. Все эти выделенные компании назывались «Бэби-Белльчиками». Однако уже с 2005 года начался процесс воссоединения компании, и к настоящему времени практически все «Бэби-Белльчики» вернулись под единое управление AT&T.
Корпорация является крупнейшей в мире телекоммуникационной компанией, вторым по величине мобильным оператором и крупнейшим оператором фиксированной телефонной связи в США. В свою очередь Time Warner является третьим по величине в мире (после Comcast и Walt Disney) производителем развлекательного контента — кино, сериалов, телепередач, в том числе новостей, мультфильмов и пр. В Time Warner входит телеканал CNN, оператор кабельного и спутникового ТВ HBO, кинокомпания Warner Bros, кабельные каналы TNT, Cartoon Network и др. Таким образом, AT&T сможет предоставить по своим каналам распространения весь широчайший спектр контента от Time Warner. Помимо доминирующего присутствия в США — 99% покрытия сетями фиксированной телефонной связи, компания работает примерно в 200 странах мира, предоставляя услуги доступа в интернет, телефонную и мобильную связь.
Американские эксперты отмечают, что еще десять лет назад о такой сделке нельзя было и подумать — слишком велик был бы риск возникновения монополии, даже с учетом существования таких конкурентов «традиционного» медиа- и телекоммуникационного рынка — корпораций Walt Disney и Comcast
Однако за эти годы на рынке производства и распространения медиаконтента произошла настоящая революция, которая стала угрожать позициям старожилов. Речь идет о растущей популярности стриминговых сервисов и видео по запросу, таких как Netflix, Amazon TV. Тот же Netflix, который уже не первый год производит собственные сериалы, сейчас имеет клиентскую базу 125 млн человек в 190 странах мира. Развитие широкополосного интернета сделало возможным массовое распространение видеостриминговых сервисов по демократичным ценам и заметно снизило риски возможного монополизма старожилов рынка. Именно поэтому суд и отмел возражения Минюста США, пытавшегося блокировать сделку. Кроме того, многие американские СМИ сообщают, что Дональд Трамп был против этой сделки во многом по личным мотивам — он находится в давнем конфликте с телеканалом CNN, обвиняя его в «предвзятости и распространении лживых новостей».
Успешная сделка AT&T и Time Warner вызовет сразу несколько последствий для американского и, как следствие, глобального медиарынка. Во-первых, она приведет и уже привела к росту активности ее конкурентов, которые уже спешат объединить свои усилия. В декабре 2017 года Walt Disney, которой помимо одноименной кинокомпании, принадлежат крупные сети, например такие, как спортивный ESPN, предложила купить медиаактивы корпорации 21Century Fox. После решения суда по AT&T и Time Warner свою оферту на медиаактивы 21Century Fox опубликовала телекоммуникационная компания Comcast, предложившая $65 млрд. По сути возможная сделка распространителя контента — компании Comcast, с производителем — компанией 21Century Fox, является аналогичной сделке AT&T и Time Warner. Помимо волны слияний и поглощений, которая вскоре может продолжиться и среди других, более мелких медиакомпаний, слияние AT&T и Time Warner окажет качественное влияние на рынок.
Новые конкуренты в производстве и распространении медиаконтента — Netflix, Amazon и т. п. окажутся перед необходимостью отстаивать своих потребителей у «старой гвардии».
А это приведет не только к возможным покупкам новых каналов распространения, но и к новым инвестициям в контент и технологии — то есть в новые сериалы, телепередачи, а также к конкуренции за потребителей за пределами США, в том числе в развивающихся странах. В свою очередь такие гиганты интернет-рынка, как Google (которой принадлежит сервис YouTube) и самая популярная соцсеть Facebook, тоже будут вынуждены предлагать новые технологии по распространению контента и его распространению. По мнению обозревателя TechCrunch Дэнни Кричтона, такая острая конкуренция со стороны крупных корпораций, с одной стороны, усилит борьбу за потребителя, который сможет выбрать для себя наиболее выгодное предложение, а с другой — может усложнить работу на медиарынке для небольших стартапов, которым ранее был тот же Netflix.