Бой решительный, но не последний
Анастасия Мануйлова — о пенсионной системе и таящихся в ней сюрпризах
Повышение пенсионного возраста даже на фоне стартовавшего в тот же день чемпионата мира по футболу вызвало бурную общественную реакцию. В субботу на Российской трехсторонней комиссии, традиционно скорее лояльной к решениям правительства, реформа вызвала возражения ряда профсоюзов. Они же объявили в интернете сбор подписей против новаций — его уже поддержали более 1 млн человек. В Новосибирске прошел митинг против инициативы правительства, попробуют организовать акции и в других городах.
Возраст большинства протестующих точно оценить невозможно, но скорее всего они находятся в диапазоне 45–55 лет, когда выход на улицу с плакатом еще не труден, а интернет уже знаком. При этом, не оспаривая важность попытки диалога с государством, необходимо помнить, что значимым повышение пенсионного возраста будет для меньшинства — тех, кто выходит на пенсию в ближайшие годы (это около 10 млн человек). Для остальных реформа — не более чем повод задуматься о старости.
При этом не стоит забывать, что и способов компенсировать недополученный от пенсии доход у потенциальных пенсионеров ближайших лет все еще много. Это и пособие по безработице, которое пожилому человеку при наличии стажа оформить можно, и пенсия по инвалидности (вряд ли при нынешнем уровне коррупции в здравоохранении ее сложно выправить), и корректировка стажа с учетом периода 90-х годов. Тем же, кому выход на пенсию предстоит в следующие 20 лет, даже эти практики не понадобятся. За последнее десятилетие правительство инициировало около пяти реформ пенсионной системы и ее частей — и ни одна не продержалась в неизменном состоянии более пары лет. Поэтому думать сейчас о том, как будет выглядеть система через столько лет, бессмысленно. При особой склонности к планированию стоит, наверное, обратить внимание на индивидуальный пенсионный капитал — еще одну инициативу правительства, которая, возможно, все же сделает пенсионные накопления собственностью граждан. Россиянам же младше 35 лет нынешнее повышение пенсионного возраста не грозит ничем — в ближайшие полвека кардинально изменятся даже сами понятия «пенсия» и «работа». Не обязательно, впрочем, что в лучшую сторону — пока в мире нет однозначного ответа на вопрос, как накопить на пенсию, кроме как работать как можно дольше.
Да и для правительства объявленное решение о пенсионном возрасте — не возможность навсегда закрыть неприятный вопрос о балансировании системы, а начало целого ряда ее изменений. Так, в выходные вице-премьер Татьяна Голикова уже заявила о возможности в будущем отказаться от еще одного компонента — балльного принципа расчета. Вопрос в том, будет ли правительство проводить под каждое такое решение чемпионат мира: на такие отвлекающие маневры никаких денег, даже сэкономленных за счет пенсионной системы, не хватит.