Как снегоуборщик на голову
Изобличительные показания на авиадиспетчеров в деле о катастрофе Falcon пришли откуда не ждали
Как стало известно “Ъ”, читая материалы уголовного дела, авиадиспетчеры, обвиняемые в катастрофе самолета Falcon 50 с президентом концерна Total Кристофом де Маржери, обнаружили, что главные показания против них дали уже осужденные водитель снегоуборочной машины, в которую врезался бизнес-джет, и начальник смены аэродромной службы Внуково. Следствие между тем добилось ограничения сроков ознакомления, с тем чтобы быстрее отправить громкое дело в суд.
По некоторым данным, сотрудники Госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД) — руководитель полетов Внуково Роман Дунаев, диспетчер-инструктор Александр Круглов и диспетчер руления Надежда Архипова планировали закончить читать свое уголовное дело к осени. Однако несколько дней назад их адвокатов неожиданно оповестили, что Следственный комитет России (СКР) подал в Басманный райсуд ходатайство об ограничении сроков ознакомления 22 июня. И это при том, что материалы следствия насчитывают 122 тома. Как заявили в суде в пятницу представители следствия, в период с декабря прошлого года по апрель этого их изучили представители потерпевших, после чего наступила очередь обвиняемых. Однако последние, по мнению СКР, искусственно затягивают этот процесс. Руководитель следственной бригады по делу Александр Стальмахович указал, что они читают и копируют лишь по одному тому в день, занимая по этому поводу «необоснованно принципиальную позицию». И в общей сложности изучили лишь 42 тома. Адвокаты обвиняемых заявили “Ъ”, что считают ходатайство следователей необоснованным. В суде их поддержала представитель Генпрокуратуры, однако судья вынесла решение в пользу следствия.
«Решение будет обжаловано»,— заявил “Ъ” адвокат господина Дунаева Игорь Чернецкий, пояснив, что у них осталось всего несколько дней для ознакомления со всеми оставшимися материалами. Он отметил, что в уже изученном деле оказалось «много нового и неожиданного», отказавшись сообщить подробности. Между тем, по данным близких к следствию источников “Ъ”, главной неожиданностью для обвиняемых и их представителей стали показания ранее осужденных водителя снегоуборщика Владимира Мартыненко и начальника смены аэродромной службы Владимира Леденева. Как ранее рассказывал “Ъ”, в июле прошлого года оба они были признаны виновными в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ). Первый из них, предварительно выпив коньяка за отмечающийся 20 октября Международный день авиадиспетчера, «потерялся» на взлетном поле, а также выпивший инженер его действия не контролировал. Начинавший взлет Falcon 50 врезался в снегоуборщик — погибли все четыре человека, находившиеся в бизнес-джете, в том числе президент концерна Total Кристоф де Маржери.
В июле прошлого года Владимир Леденев и Владимир Мартыненко получили по приговору Солнцевского райсуда три и четыре года лишения свободы. Однако оба были сразу же освобождены от наказания по амнистии в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне, а дело в отношении диспетчеров выделили в отдельное производство и вернули следствию для устранения недоработок. Оба осужденных дали показания следствию, указав, что диспетчеры не надлежаще исполняли свои должностные обязанности, не препятствуя незаконным действиям (бездействию) как своих коллег, так и сотрудников наземных служб. Таким образом, бывшие подсудимые стали главными свидетелями обвинения в уголовном деле и в этом качестве выступят в суде.
Впрочем, как заявил “Ъ” господин Чернецкий, защита готова к любому повороту событий и намерена в суде доказать невиновность диспетчеров. Об этом же заявил и руководитель юрслужбы Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Олег Бабич, ранее бывший на процессе общественным защитником сотрудников ОрВД. Он особо отметил, что все трое обвиняемых являются действующими сотрудниками, однако не могут вернуться к исполнению своих обязанностей, так как их свидетельства приобщены к материалам следствия. По предположениям господина Бабича, новый процесс над диспетчерами начнется осенью этого года. Надо также отметить, что в свое время имелась информация о возможном объединении «дела диспетчеров» с другим, расследующимся по той же ст. 263 УК, фигурантами которого являются их непосредственные начальники — руководитель Московского центра автоматизированного управления воздушным движением Госкорпорации ОрВД Владимир Ужаков, его первый зам Александр Повалий, начальник центра ОрВД Внуково Геннадий Ярмуш и сменный директор аэропорта Сергей Косик. Оба расследования вел один из опытнейших следователей СКР генерал-майор юстиции Михаил Гуревич. Однако он ушел на повышение, а пришедший ему на смену подполковник Александр Стальмахович объединять дела не стал. При этом, как уточнил господин Бабич, все высокопоставленные сотрудники ОрВД по-прежнему занимают свои должности.