Исландия не только сыграла, но и спела
Эмилиана Торрини выступила в Москве
В концертной серии Sound Up в новом пространстве «Бойлерная "Хлебозавода №9"» выступила исландская певица Эмилиана Торрини. Несколько лет назад ее уже приглашали в Россию, но концерты были отменены. Теперь, несмотря на сложную политическую обстановку, певица приехала в Москву и выступила в роли посла футбола и доброй воли. Рассказывает Борис Барабанов.
Исландия очень активно занимается музыкальным экспортом, в том числе, пусть это и не слишком заметно, в Россию. В прошлом году в паре с нашим соотечественником Антоном Севидовым свою новую музыку показывал Хёгни Эгильссон из группы Gus Gus. Гостила Бьорк, правда, виртуально, в качестве художника. Легко завоевали местную публику рокеры Kaleo. В конце июля они приедут второй раз за год. А в сентябре на фестивале «Синтпозиум» ждут молодого электронного артиста Ягья. И это только самые громкие имена. Маленькому, но очень богатому талантами острову ничего не остается, кроме как их экспортировать. Местный рынок не прокормит и десятую долю музыкантов. При этом отличительная особенность самых ярких исландских артистов — самобытность и стремление создавать то, чего нет больше нигде.
Эмилиана Торрини как раз золотая середина между музыкой, пригодной для активной экспансии, и яркой индивидуальностью.
Именно поэтому главный хит певицы «Jungle Drum» стал саундтреком к популярному видеоролику, рекламирующему туризм в Исландии. Именно за это Торрини полюбили Кайли Миноуг, которая записала ее песню «Slow», и Питер Джексон, выбравший ее для исполнения «Песни Голлума» в «Двух башнях».
Концерт Эмилианы Торрини стал своего рода заменой визита официальных исландских лиц на чемпионат мира по футболу. Еще в марте правительство островного государства официально приостановило двусторонние контакты по причине «причастности России к отравлению Сергея Скрипаля». Тем не менее гастроли Эмилианы Торрини профинансировало Министерство культуры Исландии. Концерт в помещении «Бойлерной "Хлебозавода №9"» был приурочен к матчу исландской сборной с командой Аргентины, который прошел на следующий день. Не сказать, чтобы новая концертная площадка была полна исландских болельщиков. Для своих предматчевых ритуалов они предпочли парк «Зарядье». Зато, пожалуй, все исландцы, обитающие в столице, были здесь. Конечно, наряду с московскими меломанами.
Помещение бойлерной не назовешь идеальным с точки зрения звука. Все же кафельная плитка и бетонные колонны не всегда гарантируют правильную акустику. Но на территории «Хлебозавода №9», нового креативного кластера, прилегающего к заводу «Флакон», очень хорошая творческая атмосфера. Ощущение такое, будто вокруг Берлин. Эмилиана Торрини идеально вписалась в эти декорации.
Концерт открывала джазовая пианистка Сунна Гуннглус. Эмилиана Торрини Давидсдоттир приехала вместе с ансамблем The Colorist Orchestra. Для совместного турне с Эмилианой Торрини музыканты создали лаконичные акустические аранжировки ее песен. Несмотря на то что основа ее популярных композиций была электронной, почти невесомое звучание новых версий нигде не вступало в противоречие с тем, что знакомо публике.
Эмилиана Торрини вышла на сцену в привычном для поклонников наряде с фольклорным узором. Считается, что поначалу это и был ее стиль — встреча электроники и исландского фольклора. Сам исландский фольклор с годами утонул в той разновидности популярной музыки, которую страна подарила миру и самыми яркими представителями которой стали Бьорк и группа Sigur Ros. На московском концерте ассоциации с Бьорк возникали не раз. Однако сходство обнаруживалось только в вокале. Это был тот самый тембр, который принято называть эльфийским.
Концерт запомнился не только обаянием вокалистки, но и самоотдачей ее аккомпаниаторов. Они начинали вечер в образах сосредоточенных неоакадемистов, но к исполнению «Jungle Drum» прибыли в промокших насквозь концертных нарядах, словно отыграли настоящий панк-концерт.