Ученые попали под каток
В Воронеже могут закрыть диссовет, который нашел плагиат в докторской директора кавказского филиала МАДИ
Как стало известно “Ъ”, присваивающая ученые степени Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Минобрнауки приостановила работу авторитетного в академической среде диссертационного совета при Воронежском техническом госуниверситете (ВГТУ). Он рассматривал заявление общества «Диссернет» о лишении степени доктора технических наук директора Северо-Кавказского филиала Московского автодорожного технического госуниверситета (МАДИ) Геннадия Ягудаева и 22 июня должен был официально заявить о более 75% плагиата в его докторской. Формальным поводом для приостановки работы совета стало слишком долгое изучение диссертации господина Ягудаева. Сам он заявляет, что не жаловался в ВАК на работу диссовета по проверке «ложного обвинения». Теперь его диссертацию будут изучать в другом вузе. Вслед за приостановкой совета традиционно следует закрытие, избежать его практически невозможно, поясняют собеседники “Ъ” в отрасли. Совет намерен «бороться за существование».
Результаты проверки спорной диссертации воронежский совет должен был представить на заседании 22 июня, рассказал “Ъ” его член профессор ВГТУ Виктор Бурковский. Он также возглавляет одну из комиссий диссовета, которая проверяла докторскую Геннадия Ягудаева, директора Северо-Кавказского филиала Московского автодорожного технического госуниверситета (МАДИ) в городе Лермонтов. «После того как к нам поступило дело о лишении ученой степени, мы создали три комиссии по проверке диссертации. Провели очень широкую экспертизу, делали запросы, чтобы подтвердить или опровергнуть соавторство Ягудаева с авторами работ, с которыми мог совпадать его текст,— рассказал господин Бурковский.— Это заняло около пяти месяцев. Но клерк в ВАК, который курирует наш совет, уверял, что время у нас есть». «Предъявленные к диссертации претензии по плагиату подтвердились. Мы подготовили соответствующее заключение и планировали утвердить его на заседании»,— сказал член диссовета.
Но на заседании президиума ВАК 8 июня председатель комиссии ректор РУДН Владимир Филиппов вне повестки дня выступил с инициативой приостановить работу воронежского диссовета, которую в итоге большинство поддержало, сообщили “Ъ” господин Бурковский и сооснователь пожаловавшегося на докторскую господина Ягудаева сетевого сообщества «Диссернет» Андрей Заякин. Господин Филиппов не ответил на запрос “Ъ”. В пресс-службе Минобрнауки после разделения на два министерства пока не комментируют деятельность ВАК.
По данным господина Заякина, господин Филиппов объяснил необходимость приостановки работы диссовета тем, что он уже больше четырех месяцев вместо положенных двух не может рассмотреть дело о лишении степени. Притом было решено сначала приостановить работу совета, а потом уже разбираться в причине задержки, отметил представитель «Диссернета». «Это значит, что дело Ягудаева отправляется в другой диссовет, который может быть не столь объективен. Воронежский совет не замечен в торговле диссертациями, у него ровно ноль упоминаний в нашей базе», — отметил господин Заякин.
В проекте заключения диссовета на докторскую господина Ягудаева, с которым познакомился “Ъ”, говорится, что «факты, изложенные в заявлении о лишении ученой степени, полностью подтвердились», так как в научной работе «в значительной степени нарушен порядок использования заимствованного материала». Доля оригинального материала в диссертации, по оценке воронежских ученых, не превысила 23%, преимущественно за счет введения и заключения. В одной из глав диссертации авторского контента 8,7%. Сейчас диссертация уже отозвана из совета.
Виктор Бурковский сообщил, что совет еще не получил официальных документов о приостановке, поэтому пока продолжает работать. «Мы живем в правовом государстве, поэтому попросим ВАК обосновать решение и будем бороться за существование совета. В сложившейся практике приостановка означает его закрытие», — сказал господин Бурковский. Господин Заякин также уверен, что «после приостановки с неизбежностью следует закрытие». С ними согласен ректор одного из местных вузов, попросивший не называть его имя: «Если есть такое решение ВАК, то спасти диссовет практически невозможно».
Диссертационный совет по техническим специальностям объединяет ученых ВГТУ, Воронежского госуниверситета и Липецкого технического госуниверситета. Телефон главы ВГТУ, депутата воронежской облдумы Сергея Колодяжного не отвечал. В ВГУ и ЛГТУ воздержались от комментариев. Председатель диссовета, профессор ВГТУ Семен Подвальный также не стал комментировать ситуацию, сославшись на болезнь.
Геннадий Ягудаев сказал “Ъ”, что не жаловался на работу воронежского диссовета. «Да, они обязаны были рассмотреть заявление о лишении степени за два месяца. Я несколько раз приезжал в Воронеж, хотел встретиться с председателем диссовета Семеном Подвальным, но он все время якобы лежал в больнице. Но, несмотря на то что они не исполнили все сроки, я ни к кому не лез», — сказал директор филиала МАДИ. Он считает обвинения в плагиате «ложными» и полагает, что активисты «Диссернета» «выполняют заказ»: «Я не карьерист, для меня главное – быть не кандидатом или доктором наук, а хорошим человеком».
Диссертация доктора технических наук Геннадия Ягудаева была посвящена «процессно-ориентированной концепции управления кадровым потенциалом в системе переподготовки персонала предприятий промышленности и транспортного комплекса». Он защитил ее в 2013 году в диссовете своего же вуза, МАДИ. Степень кандидата технических наук получил в 2009 году на том же диссовете. В 2003 году господин Ягудаев также получил степень кандидата исторических наук. Его диссертация по этой специальности была посвящена «социально-экономическим и хозяйственным аспектам развития степных уездов Ставропольской губернии во второй половине XIX – начале XX веков».
«В практике “Диссернета” сотни заявлений о лишении ученых степеней, которые рассматривались в диссоветах сильно дольше, чем два месяца. И мы на это обычно не жалуемся, поскольку ученые работают в советах бесплатно и в свободное время, несправедливо в этих условиях требовать от них одновременно быстрого и качественного изучения плагиата в диссертациях, — считает Андрей Заякин. — ВАК тоже все время глядел на эту волокиту сквозь пальцы. В том редком случае, когда мы просили на основании волокиты отозвать дело, ВАК нам отказал. Исключением было дело Владимира Мединского. Когда стало известно, что диссовет в Екатеринбурге с безупречной репутацией готов лишить Мединского степени, ВАК забрал у него дело, которое в итоге рассматривал лояльный совет в Белгороде. Такое избирательное применение нормы закона всегда вызывает вопросы».