Капитану и старпому прокладывают курс домой
Российским морякам в Ливии грозит до пяти лет тюрьмы
В ливийском Триполи сегодня должно состояться решающее заседание по делу о задержании в 2016 году танкера «Теметерон», в команду которого входили трое россиян. Один из них уже вернулся домой, двоим же грозят тюремные сроки до пяти лет — их обвиняют в контрабанде нефти. Вопрос о судьбе моряков российские официальные лица поднимали в ходе всех последних контактов с ливийской стороной, и дипломатические источники “Ъ” в Москве надеются, что россиян освободят в зале суда. В посольстве Ливии в РФ “Ъ”, однако, не смогли прокомментировать вероятность такого сценария.
Сегодня в Триполи может решиться судьба двух российских моряков — Владимира Текучева и Сергея Самойлова. Капитан и его старший помощник были арестованы ливийскими властями 28 июня 2016 года в ходе задержания танкера «Теметерон». На момент ареста судно успело выйти из территориальных вод Ливии, однако береговая охрана развернула его и принудила вернуться в порт отправления. По данным следствия, на борту танкера было обнаружено около 5 тыс. тонн контрабандного дизельного топлива.
В команду судна помимо трех граждан России входили пятеро украинцев и один грек. Танкер принадлежит греческой фирме, но шел под флагом Белиза. Моряков обвинили в нанесении ущерба национальной экономике посредством контрабанды нефтепродуктов и их продажи в обход официальных процедур, а также пересечении границы без виз. 2 марта 2017 года большую часть экипажа (в том числе гражданина РФ старшего механика Игоря Пащенко) освободили. Однако капитан и его старший помощник остаются в заключении.
Российская сторона сетует, что ливийские власти затягивают судебный процесс. «Вопрос освобождения моряков поднимался на нескольких встречах глав внешнеполитических ведомств России и Ливии,— напоминает один из дипломатических источников “Ъ” в Москве.— Возлагались определенные надежды на помощь со стороны временного поверенного Ливии в РФ, который заверял в скорейшем освобождении российских граждан. Однако каких-либо реальных действий, направленных на освобождение моряков, с его стороны и со стороны посольства предпринято не было». По словам собеседника “Ъ”, на первые пять заседаний суда обвиняемых не привозили с места задержания, поэтому полгода процесс фактически откладывался. Первый раз россияне прибыли на заседание суда только в январе 2018 года.
В посольстве Ливии “Ъ” вчера не смогли прокомментировать ситуацию вокруг российских моряков.
Тем не менее власти РФ надеются, что россиян освободят в зале суда. Процесс освобождения российских граждан курирует контактная группа по внутриливийскому урегулированию, возглавляемая помощником главы Чеченской Республики Львом Деньговым. Группа была создана по инициативе МИД РФ, Госдумы и главы Чечни. По словам дипломатических источников “Ъ”, «с целью обеспечения скорейшего освобождения российских граждан контактной группой была нанята группа ливийских адвокатов». «По Уголовному кодексу Ливии за инкриминируемое морякам деяние полагается ответственность в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до пяти лет,— поясняет один из собеседников “Ъ”.— Соответственно, российские моряки уже отбыли минимальный срок, и в случае вынесения соответствующего решения судом он может быть зачтен и их смогут отпустить уже в зале заседаний».
Ранее властям РФ удалось добиться освобождения экипажей танкера «Механик Чеботарев» и сухогруза «Мерле». Первых также подозревали в контрабанде нефти, вторых — в незаконной попытке вывоза металлолома. При этом после каждого задержания моряков в ливийских водах МИД РФ призывал российских операторов, осуществляющих международные перевозки, а также граждан РФ, входящих в экипажи воздушных и морских судов, воздерживаться от посещения Ливии по «соображениям безопасности».
Напомним, в Ливии после падения в 2011 году режима Муаммара Каддафи возникли два основных центра силы: международно признанное правительство Файеза Сарраджа в Триполи и базирующаяся в Тобруке Ливийская национальная армия (ЛНА) генерала Халифы Хафтара. При этом право экспортировать нефть есть только у официально признанных властей, в то время как большую часть месторождений, терминалов и портов контролируют силы ЛНА. В то же время в стране остаются регионы (в том числе нефтеносные), не подконтрольные ни одной из сторон.