Семья не без героя
«Суперсемейка 2» на экранах
В прокат вышел мультфильм студии Disney/Pixar «Суперсемейка 2» — продолжение «Суперсемейки», получившей в 2005 году премию «Оскар» как лучший анимационный фильм. Юлия Шагельман считает, что новая картина полностью оправдывает ожидания, а порой даже их превосходит.
Сиквел одной из самых успешных и любимых пиксаровских картин — это двойное возвращение. Во-первых, с выхода на экраны первой части прошло целых 14 лет. Те зрители, которые смотрели «Суперсемейку» детьми, успели вырасти и сами стать родителями — возможно, поэтому продолжение во многом получилось фильмом для взрослых с аттракционами для детей, а не наоборот, как это обычно бывает с мультфильмами. Во-вторых, это первая анимационная лента сценариста и режиссера Брэда Берда после «Рататуя» (2007), который, как и предыдущий фильм о приключениях супергероев без плащей, получил «Оскар». В перерыве Берд поэкспериментировал с игровым кино, но с переменным успехом: «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» (2011) собрал самую большую кассу из фильмов этой франшизы, а вот «Земля будущего» (2015) в прокате оглушительно провалилась. Теперь один из лучших режиссеров Pixar вернулся в анимацию, и, судя по всему, он в отличной форме.
Несмотря на долгий перерыв между двумя фильмами, вторая «Суперсемейка» стартует ровно с того места, на котором закончилась первая. После не самого удачного столкновения семейства Исключительных с суперзлодеем Подрывашкером власти решают, что супергерои приносят больше вреда, чем пользы, и объявляют их вне закона. Теперь им предстоит решать обычные человеческие проблемы — искать жилье и работу. К тому же дочка Фиалка достигла переходного возраста со всеми его сложностями, а малыш Джек-Джек, как и положено младенцу, требует повышенного внимания. Средний сын Шастик по сравнению с братом и сестрой особой головной боли не доставляет, но и ему надо помогать делать уроки и следить за тем, чтобы он правильно питался.
В этот момент, словно ответ свыше на упования почти уже опустивших руки мистера и миссис Исключительных, появляется миллиардер Уинстон Девор, большой фанат супергероев. Он в корне не согласен с запретом их деятельности и хочет заставить мировые правительства пересмотреть это решение. А для этого надо в первую очередь организовать масштабную пиар-кампанию по восстановлению доверия населения к «суперам». Первый шаг, который делает Уинстон, гораздо больше соответствует последним тенденциям 2018 года, чем тех условно-футуристических 1960-х, в которых разворачивается действие картины: лицом кампании он выбирает не Боба Парра, мистера Исключительного, привыкшего в любой непонятной ситуации действовать грубой силой, а его жену Хелен — Эластику, гораздо более гибкую во всех смыслах этого слова.
В результате Хелен отправляется бороться с преступностью, а Боб остается наедине с кашками, памперсами, подростковыми влюбленностями и домашними заданиями по математике. Вдобавок у Джек-Джека обнаруживаются суперспособности, которыми он по понятным причинам еще не вполне научился управлять (да не одна-две, а целая дюжина), так что на спокойные домашние вечера рассчитывать точно не приходится.
Конечно, мультфильмы студии Pixar никогда не были просто развлечением для детей. Они всегда развивают отнюдь не детские темы и идеи, пускай и дают на серьезные вопросы легкоусвояемые ответы, понятные зрителям возраста 6+. Так и «Суперсемейка 2» вышла, пожалуй, одним из самых внятных высказываний на тему гендерных ролей, эволюции семейных отношений и феминизма в голливудском мейнстриме, который последние пару лет пытается рассуждать об этих предметах и при этом постоянно наступает на одни и те же грабли, превращая сильных независимых героинь в одномерные схемы.
Брэд Берд показывает целый спектр интересных женских характеров — не только положительных, но и отрицательных и дурацких, смешных и нелепых, при этом его нарисованные персонажи зачастую оказываются объемнее сыгранных в «настоящем» кино живыми актрисами. То же относится и к героям мужского пола. И хотя вся линия со сменой ролей в семье Парр вроде бы строится на заезженных шутках о том, что папа может быть кем угодно, только мамой не может быть, обыграны они настолько изящно, остроумно и свежо, что совсем не кажутся устаревшими.
Но конечно, «Суперсемейка 2» — это не только драмеди о проблемах семьи и брака, но и в первую очередь боевик о супергероях. И с этой задачей создатели тоже справились на отлично, в чем им помогли и далеко ушедшие вперед за 14 лет технические возможности. Экшен-сцены, погони, толпа новых супергероев, каждый из которых вполне достоин отдельного фильма, забавные выходки Джек-Джека и, разумеется, триумфальное появление великой и неповторимой Эдны Мод — все это в правильном темпе чередуется со сценами семейной жизни Парров, придавая фильму такую динамику, что два часа пролетают незаметно.
А в финале герои, естественно, справляются не только с очередным суперзлодеем, но и со своими разногласиями — к вящей радости детей и взрослых. Впрочем, последние прямо накануне выхода фильма в прокат узнали о том, что один из основателей студии Pixar и исполнительный продюсер «Суперсемейки 2» Джон Лассетер покидает свою должность в связи с обвинениями в харрасменте,— лишнее доказательство, что реальной жизни еще очень далеко до нарисованного прогресса.