«Саммиту Россия – США угрожают ястребы из администрации Трампа»
Максим Юсин — о возможной встрече лидеров двух стран
Австрия готова принять саммит Владимира Путина и Дональда Трампа, заявил вице-канцлер страны Хайнц-Кристиан Штрахе. Возможная встреча президентов России и США в последнее время находится в центре внимания СМИ. Американские издания сообщают, что Трамп настаивает на организации этих переговоров. Кроме того, лидеры обеих стран все чаще начинают обмениваться комплиментарными высказываниями в адрес друг друга. Правда, по данным журналистов, Путин предпочел бы встретиться на нейтральной территории. Обозреватель "Ъ" Максим Юсин задумался, насколько вероятно проведение встречи в верхах и кто ей препятствует.
Слухи о предстоящем в ближайшее время саммите президентов Владимира Путина и Дональда Трампа никогда не были столь настойчивы, как в последние дни. Газета The Washington Post, ссылаясь на информированные источники, сообщила, что российско-американская встреча в верхах может состояться уже в первой половине июля, когда Дональд Трамп собирается в Европу на саммит НАТО.
В Москве эту информацию не опровергают, давая понять, что подготовка к саммиту идет и что Владимир Путин готов встретиться с американским коллегой.
Судьба саммита зависит, в первую очередь, от Вашингтона. Именно там, среди ястребов из администрации Дональда Трампа, наиболее сильны скептические настроения. Один из главных противников саммита — советник президента по национальной безопасности Джон Болтон. Он и его единомышленники считают, что Москва за последнее время не сделала ощутимых шагов в правильном направлении, за которые Вашингтон мог бы вознаградить ее полноценным саммитом с главой Белого дома.
У самого Дональда Трампа, похоже, иная позиция. Окрыленный итогами недавней встречи в Сингапуре с северокорейским лидером Ким Чен Ыном, которые он считает блестящими, президент США верит, что и с Владимиром Путиным он сумеет достичь столь же впечатляющих результатов.
Впрочем, именно в эту точку могут бить противники саммита, отговаривая Дональда Трампа от его проведения. В отличие от корейской ситуации, где все было четко и ясно, в отношениях с Россией не видно, каких «прорывных» договоренностей могли бы уже сейчас достичь два президента.
Вокруг Украины ситуация слишком запутанная и запущенная, и маловероятно, что мирный процесс в Донбассе удастся вывести из тупика до украинских президентских и парламентских выборов, которые состоятся лишь в следующем году.
В Сирии российские и американские военные сотрудничают в оперативном режиме, но никаких масштабных политических договоренностей между президентами двух сверхдержав не просматривается — слишком много других государств и центров силы вовлечены в конфликт.
Остается, пожалуй, лишь тема ядерного разоружения, или хотя бы контроля за гонкой вооружений. Здесь, несмотря на существующие разногласия, стороны теоретически могли бы прийти к каким-либо договоренностям, которые президенты впоследствии представили бы соотечественникам как свою дипломатическую победу. Особенно актуален этот вопрос для Дональда Трампа — ему такие победы необходимы с учетом приближающихся ноябрьских выборов в Конгресс.
Проблема только в том, что для подготовки встречи президентов (которую логично было бы провести 13 или 14 июля, сразу после саммита НАТО) остается совсем мало времени. И пока не видно, что в Вашингтоне настроены на серьезную работу по подготовке российско-американских соглашений хотя бы по одному из спорных вопросов.
«Тихий саботаж» со стороны команды Трампа уже сорвал его планы организовать саммит с Владимиром Путиным в прошлом году, когда президент США впервые сообщил о таком намерении. Вполне вероятно, что аналогичные попытки будут предприняты и на сей раз — что Дональда Трампа под тем или иным предлогом попытаются убедить отложить встречу с российским коллегой хотя бы до выборов в Конгресс.
А значит, судьба саммита зависит от того, сумеет ли и захочет ли Дональд Трамп противостоять давлению ястребиного крыла своей администрации.