«Русич» поймал стрелу Амура
Пермский туроператор собирается развивать рынок речных круизов на Дальнем Востоке
Пермский круизный оператор «Русич» (теплоходы «Русь Великая» и «Родная Русь») планирует развивать рынок прогулочных путешествий по Амуру (Хабаровский край). Для этого инвестор собирается построить несколько судов класса «река — море», чтобы использовать их не только на речных линиях, но и для прибрежных круизов. Эксперты оценивают окупаемость проекта в семь-девять лет, но отмечают, что круизы по Амуру могут быть не очень популярны из-за отсутствия на реке крупных населенных пунктов.
Некий инвестор из Перми планирует построить на одном из судозаводов в Хабаровском крае серию судов для круизов по Амуру на общую сумму около 5 млрд руб., сообщил в минувший понедельник журналистам заместитель министра — начальник управления по туризму министерства культуры региона Виталий Селюков.
«Мы ведем переговоры с инвестором из Перми. Мы уже встречались с руководством и Амурского, и Хабаровского судозаводов на предмет строительства нескольких круизных судов», — процитировало чиновника ТАСС.
Замминистра уточнил, что инвестор планирует построить в регионе пять двух-трехпалубных круизных судов класса «река — море» вместимостью около 200 человек. Он оценил затраты на строительстве одного судна в 1 млрд руб. «Срок окупаемости очень велик, потому что навигация короткая. Инвестор рассматривает возможность использования этих судов зимой в Черном и Белом морях через Северный морской путь», — отметил замминистра. Он добавил, что река Амур «бесхозная» в части круизов, строительство флота под эти цели станет следующим этапом в развитии туризма в регионе. В крае идет восстановление речной инфраструктуры, в частности ведется реконструкция набережной.
Имя инвестора господин Селюков не назвал. Участники круизного рынка предположили, что таким инвестором мог стать пермский туроператор «Русич». Его директор и владелица Татьяна Нешатаева подтвердила “Ъ-Прикамье”, что находится в переговорах с властями Хабаровского края.
В группу входит несколько компаний, единственным учредителем их является Татьяна Нешатаева. Основное юрлицо — ООО «Экспресс-тур» работает на рынке с 2000 года. Ей же принадлежат три ООО с одинаковым названием «Круизный флот „Русич“», зарегистрированные в период с 2013 по 2014 год в Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде. Выручка основной компании в 2016 году — 198 млн руб., чистая прибыль — 80 млн руб.
В состав флота «Русич» входят два трехпалубных теплохода: «Родная Русь» и «Великая Русь». Первый трехпалубник, построенный в 1961 году, ранее принадлежал обанкротившейся судоходной компании «Урал» и назывался «Екатерина Великая». «Великая Русь» была построена в 2010–2013 годах в Перми на основе речного теплохода «Генерал Н. Ф. Ватутин» постройки 1960 года, от которого были использованы элементы корпуса и надстройки, а внутреннее оснащение изготовлено заново. Отличием теплохода является класс регистра «река — море», который дает возможность совершать выход в прибрежные воды. Суда «Русича» работают на круизных маршрутах по рекам Европейской части России, а «Великая Русь» — с эпизодическим выходом в Белое и Азовское моря.
Татьяна Нешатаева сообщила, что проект пока находится в начальной стадии реализации. Объем инвестиций и количество флота предпринимательница не уточняет, говоря, что готовится экономическое обоснование проекта. Госпожа Нешатаева отметила, что глубина Амура в 3,5 метра позволяет осуществлять судоходство круизных лайнеров на этой реке. Навигация на Амуре ограничена сезоном весна — осень, поэтому предполагается использование судов круглогодично, в частности для прибрежных круизов — из Владивостока до Сахалина и Японии, а также в Черном или Охотском море.
Она рассказала, что пыталась получить одобрение своей идеи в других регионах, например в Крыму, предлагала также построить флот холдингу «Минерал групп», владельцу Верхнекамской судостроительной компании, но безуспешно. В краевом минтрансе сообщили “Ъ-Прикамье”, что госпожа Нешатаева в правительство со своим проектом не обращалась.
Рынок круизных туров по Амуру не является высококонкурентным. Круизами по Амуру в 2016–2017 годах занимался туроператор «Ника», фрахтовавший для этих целей переделанное из теплохода типа ОМ судно «Таежный». Стоимость 12-дневного тура «Русские просторы. Амур. Сказка неизведанного края» за место в двухместной каюте достигала 100 тыс. руб., в одноместной — 600 тыс. руб. В этом сезоне на сайте оператора такой тур больше не значится.
Совладелец судоходной компании «ВолгаWolga» Вадим Яхнин оценивает стоимость строительства одного трехпалубника в несколько сотен миллионов рублей. Срок окупаемости в условиях ограниченной сезоном навигации — десятки лет. Если использование судна будет круглогодичным, то его строительство может окупиться за семь-девять лет, полагает эксперт. Господин Яхнин говорит, что обычно для таких проектов используются лизинговые средства.
Владелица «Русича» предполагает построить суда с привлечением банковского кредита и собственных средств (соотношение 70 на 30%). По ее мнению, лизинговые схемы приводят к удорожанию судна на 6,5–9% в год. Для окупаемости судно должно быть вместимостью 180–200 человек.
Вадим Яхнин отмечает также, что на Амуре не так много крупных населенных пунктов, как на круизах по другим рекам России, что может сказаться на популярности туров.