Предложение, которого невозможно дождаться
Илья Усов о том, как разговаривать с миноритариями по букве закона
Есть два рода жульничества такие зловредные, что их следовало бы уничтожить законодательной властью: финансовый рынок и кража со взломом, говорит в рассказе «Кто выше?» О`Генри «благородный жулик» Джефф Питерс. Власти, конечно, не разделяют обывательского представления о финансовом рынке как об одном большом жульничестве, а пытаются с помощью законодательства установить на этом рынке справедливые правила игры. Однако следование букве закона дает иногда поразительные результаты.
Осенью 2017 года в результате санации ряда активов групп «Открытие» и «Росгосстрах» банк «ФК Открытие» и связанные с ним компании консолидировали 96,7% крупнейшей страховой компании «Росгосстрах». Соответственно, у мажоритария возникла обязанность выкупить оставшиеся в свободном обращении акции. Крупнейшим миноритарием страховой компании (с долей около 2,9%) оказалась ФГ «Будущее». Но отношения финансовой группы и банка к этому времени уже нельзя было назвать безоблачными — они скатились к многомиллиардным взаимным претензиям и судебным разбирательствам (см. “Ъ” от 8 февраля).
Но что же делать, когда закон требует заплатить своему заклятому оппоненту? Действовать в буквальном соответствии с текстом соответствующих статей. И в октябре «ФК Открытие» выставил миноритариям обязательную оферту. Но в конце декабря он улучшил ее условия — уменьшив срок оплаты за бумаги с 17 до 10 дней. Изменение предложения продлило и срок его принятия на 25 дней. Возможно, в банке рассчитывали, что у «Будущего» к этому времени уже сменится акционер, а уж с новым собственником можно было бы и рассчитаться. Однако владелец ФГ остался прежним, и банк продолжил «улучшать» условия. За шесть месяцев этого года он семь раз сокращал срок оплаты за акции СК «Росгосстрах».
«Мы хотим обеспечить всем миноритариям "Росгосстраха" право на предъявление своих акций к продаже»,— пояснили в «ФК Открытие». Но с момента обязательного предложения уже прошло более полугода, а акции до сих пор не выкуплены. А улучшать предложение еще есть куда. Когда срок перевода денег сократится до одного дня, можно, например, увеличивать цену выкупа на доли копейки за одну акцию. И «играть на повышение» еще полгода. Если в какой-то момент у ФГ «Будущее» не сменится акционер. Тем более что весной появился реальный интересант в пенсионном активе Бориса Минца (см. “Ъ” от 11 мая).
Не нам оценивать взаимоотношения между финансовыми группами. Но действия по букве, а не по духу закона, как кажется, не очень достойны банка, владельцем которого является сам мегарегулятор, который и устанавливает правила игры на финансовом рынке. Что же тогда ожидать от частных банкиров? И как сам ЦБ оценивает ситуацию? Он, как обычно, не комментирует действующие кредитные организации. По крайней мере, наш запрос остался без ответа.