Форс-мажор вне конкуренции
Миндортранс Челябинской области хочет заключать договоры на эвакуацию автомобилей без конкурсов
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области разрабатывает поправки в региональный закон, позволяющие без конкурсных процедур заключать с организациями договоры на перемещение и хранение задержанных автомобилей. Такие «форс-мажорные» контракты будут действовать до 180 дней. Одной из предпосылок к внесению поправок стал тот факт, что в Магнитогорске больше года отсутствует обслуживающая организация из-за судебных разбирательств с антимонопольным ведомством. По мнению общественников, поправки необходимы для решения срочных задач, например, если спецорганизация не справляется со своими обязанностями. Челябинское УФАС пока не видело поправок, но собирается их изучить и дать свое заключение.
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области получит право заключать договоры на принудительную эвакуацию транспорта и хранение его на штрафстоянках без конкурса. Соответствующие поправки в региональный закон «О порядке перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства» разрабатываются сейчас по поручению губернатора Бориса Дубровского и в ближайшее время будут представлены на рассмотрение областного парламента. Об этом на заседании комитета заксобрания региона по промышленной политике и транспорту сообщил заместитель главы миндортранса Челябинской области Александр Филиппов.
«Изменения дают министерству право заключать в форс-мажорных обстоятельствах вне конкурсов договор с единственным поставщиком на 180 дней. В Магнитогорске уже год нет обслуживающей организации из-за судебных разбирательств с антимонопольной службой. Мы решили не заключать договор до решения Верховного суда. Не исключено, что в любой другой территории предприятие откажется исполнять договор, обанкротится, разные могут быть ситуации, а на проведение конкурса может уйти до трех месяцев. У нас сегодня закон никак не решает эту проблему, поэтому мы разрабатываем данный проект»,— сообщил господин Филиппов. Он отметил, что разбирательство с УФАС дошло до Верховного суда, решено не заключать договор в Магнитогорске до окончательного завершения дела. Все это время задержанные в городе автомобили отправляют на ближайшую спецстоянку в Агаповском районе.
Магнитогорск — не единственный муниципалитет Челябинской области, где до сих пор нет специализированной организации, которая занимается перемещением и хранением автомобилей. По данным замминистра, на восьми территориях конкурсы были признаны несостоявшимися, в том числе в трех — по причине отсутствия заявок (Локомотивный городской округ, Кизильский и Пластовский районы). В пяти муниципалитетах заявки организаций не соответствовали требованиям конкурсной документации. После смягчения требований к подобным предприятиям в мае были объявлены повторные конкурсы. Представители миндортранса области рассчитывают, что до конца года организации появятся во всех муниципалитетах.
Председатель Челябинского областного отделения общественной организации Всероссийского общества автомобилистов Николай Живец считает целесообразным внесение поправок. «Я думаю, что такая возможность необходима для решения каких-то оперативных задач. Например, если победитель конкурса не справляется с обязанностями и необходимо срочно расторгнуть договор и провести новые конкурсные процедуры. Чтобы это прошло безболезненно и город не остался без этой услуги, необходима такая возможность. Но генеральный подрядчик все равно должен быть постоянным, только в таком случае будет обеспечена прозрачность процедур и защита прав автомобилистов»,— прокомментировал господин Живец.
Руководитель Челябинского УФАС Анна Козлова в разговоре с “Ъ-Южный Урал” отметила, что в антимонопольное ведомство проект поправок пока не поступал. «Мы участвовали в разработке предыдущих поправок. Это актуальный вопрос. С учетом того, что сама стоимость перемещения регулируется государством (в том числе по методике ФАС), с учетом обращений заинтересованных организаций, без участия антимонопольного ведомства принятие и обсуждение таких вопросов не совсем корректно. Мы обязательно рассмотрим этот проект и дадим свое заключение. Даже если законопроект будет принят без нашего участия, если в новых нормах будет выявлено нарушение антимонопольного законодательства, есть такая мера реагирования, как выдача предупреждения заксобранию. Но пока об этом говорить рано»,— сообщила госпожа Козлова.
По данным миндортранса региона, в прошлом году в Челябинске на штрафстоянки было перемещено 29,5 тыс. машин (в среднем по 80 автомобилей в день). На других территориях области показатели значительно ниже. Так, в Миассе или Златоусте ежедневно эвакуируется около 23 автомобилей, в сельских муниципальных районах — 5–10. Тарифы на принудительное перемещение и стоянку в Челябинской области не менялись с 2015 года и составляют 1900 руб. и 37 руб. за каждый полный час соответственно.