Карты инвестиционного наступления
Минэкономики передало в правительство рабочую версию плана ускорения роста ВВП
Проект плана Минэкономики по наращиванию инвестиций в основной капитал, рассчитанный на полтора года, направлен в правительство. В 2018 году Минэкономики предлагает реализовать все необходимое для работы полутриллионного Фонда развития, запретить государству покупку рыночных АО, отменить часть «предпринимательских» статей УК и создать институт «качественных» прямых иноинвестиций (ПИИ). Весной 2019 года АСИ должно создать новый механизм учета пожеланий бизнеса к власти, а правительство — открыть «электронную» приватизацию. Во втором полугодии 2019 года должны появиться новые ОЭЗ и новое тарифное регулирование. Меры Банка России — индивидуальный пенсионный капитал, фондовый рынок для физлиц и план приватизации санируемых банков — в план включены с условным сроком исполнения до конца 2020 года.
Как стало известно “Ъ”, 19 июня Минэкономики направило в Белый дом в порядке реализации поручений по майскому указу Владимира Путина рабочую версию плана действий по ускорению экономического роста и повышению доли инвестиций в ВВП до 25% к 2024 году. Документ подписал заместитель главы Минэкономики Азер Талыбов. Лишь часть ведомств направили в министерство свои предложения, информация о ряде инициатив самого Минэкономики и его соображения о времени их реализации в плане появляются впервые, часть их, видимо, заимствована из неопубликованного плана реформ ведомства, переданного президенту зимой 2017/18 года. Проект Минэкономики рассчитан на достаточно быструю реализацию — де-факто до конца 2019 года. Правительству предложено до завершения текущего бюджетного цикла (осень 2018 года) заняться только первоочередными историями: «специальными административными районами» (САР) во Владивостоке и Калининграде (август 2018 года), конкурсами по инвестициям в модернизацию энергогенерации и директивами по ограничению валютной долговой нагрузки госкомпаний (сентябрь 2018 года).
Три главных проекта до декабря 2018 года, предлагаемые Минэкономики,— это Фонд развития и все, что с ним связано, ограничения покупки государством и муниципалитетами долей в рыночных компаниях и меры по стимулированию кредитования малого и среднего бизнеса. Для работы Фонда развития предлагается к декабрю утвердить систему оценки проектов, новые механизмы ГЧП и налоговые стимулы. Ограничения госучастия в АО предлагается оформить федеральным законом, а через год — запретить и создание унитарных предприятий на конкурентных рынках. ЦБ к этому сроку должен провести ревизию нормативов для банков, чтобы стимулировать целевое инвесткредитование, и предоставить пакет макропруденциальных мер по расширению доступа МСП к кредиту и лизингу. К декабрю же должны завершиться (в том числе с участием Верховного суда) декриминализация «предпринимательских» статей и введение новых KPI для руководства крупнейших госАО, а также стимулирование «качественных» ПИИ. Смысл последнего пункта неочевиден, судя по всему, Минэкономики предлагает вернуться к старой идее поощрения соответствующих международным стандартам ПИИ — ее не стали реализовывать в 2010–2012 годах.
Второй этап реформ по плану придется на март-апрель 2019 года. Так, АСИ должно представить некий новый инструмент для управления изменениями предпринимательской среды (до 1 апреля), в правительстве должны поднять на вице-премьерский уровень решение проблем нестыковок с оценками регулирующего воздействия (и в целом попробовать оживить институт ОРВ), а также создать общие методики оценки эффективности использования государственной и муниципальной собственности. Тогда же предлагается запустить электронную приватизацию.
Третий этап ориентирован на второе полугодие 2019 года. Так, проблемы тарифного регулирования и его новой концепции в два этапа предлагается решать в июне—декабре 2019 года. Тогда же предлагается систематизировать неналоговые платежи (внести их в Налоговый кодекс планируется на год раньше, в сентябре 2018 года). К декабрю 2019 года планируется новая концепция разрешительной деятельности властей (то есть ее либерализация), а также разработка механизма «IT-песочниц» для технологических секторов (судя по поздней дате, в правительстве намерены максимально долго не вмешиваться в деятельность «финтеха» и прочих новых секторов на системном уровне). Наконец, к декабрю 2019 года предлагается разработать законы о единых механизмах развития территорий и системе «новых ОЭЗ». Реформой контрольно-надзорных органов, начатой под руководством Михаила Абызова в прошлом правительстве, Минэкономики предлагает заниматься в плановом режиме, доклад о ее результатах — готовить в июне 2019 года. Последняя по дате мера, предлагаемая Минэкономики,— фиксированные даты введения изменяющих инвестклимат законов и актов в действие (также предложение «Открытого правительства»). Обсуждение этой меры предлагается в декабре 2020 года.
В плане есть два блока мер без дат. Первый — создание системы оценки инвестпрограмм госАО по принципам «затраты-выгоды». Второй — инициативы ЦБ по инструментам и институтам частного инвестирования. Это и программы «индивидуального инвесткапитала», и реформа страхования жизни (по сути, новые ярусы пенсионной системы), и реформы на фондовом рынке, ориентированные на физлиц, в том числе облегчение эмиссий привилегированных акций и ограниченных в обороте облигаций. Их сроки — «2018–2020 годы», как и подготовки ЦБ «дорожной карты» выхода из капитала санируемых банков. Банк России ранее был готов выйти с этими инициативами уже в 2018 году, среднесрочно они наиболее значимы для экономики.