Книгам тесно в интернете
Маржинальность их онлайн-продаж падает
Темпы роста онлайн-продаж книг в 2018 году будут сокращаться, прогнозируют аналитики. Если в 2017 году этот канал вырос в деньгах на 11,4%, то в 2018-м рост составит всего 4,6%. Онлайн-магазины уже потеряли прежнюю маржинальность, перестав зарабатывать на росте цен на книги, теперь же из-за снижения покупательской способности может пострадать и объем продаж.
Рост продаж книг через интернет-магазины замедлится, говорится в отчете, подготовленном Роспечатью и журналом «Книжная индустрия». В денежном выражении интернет-магазины наращивали динамику продаж с 2013 года, в 2016 году темп роста онлайн-канала достиг 21%, но по итогам 2017 упал до 11,4%. В 2018 году объем продаж через интернет-магазины в денежном выражении вырастет всего на 4,6%, прогнозируют аналитики.
В натуральном выражении продажи книг через онлайн-магазины падали только в 2014 году, на 10%. В 2018 году динамика продаж в штуках, как и в случае с объемом в деньгах, замедлится — с 16,6% до 5,3%. Средняя цена книг в 2017 году не изменилась, и сейчас оборот интернет-магазинов растет по большей части за счет увеличения продаж в штуках на фоне снижения средней цены, отмечают в «Книжной индустрии». Таким образом, продолжает снижаться маржинальность этого бизнеса.
Президент «Эксмо-АСТ» Олег Новиков подтверждает, что есть «некоторое снижение темпов роста в интернет-канале»: по его оценке, в 2017 году он вырос на 25% в денежном отношении, тогда как в 2018 рост составляет около 15%. Тенденцию он объясняет тем, что канал в последние годы рос за счет развития в регионах: большего проникновения интернета и открытия пунктов выдачи по всей России. За последний же год покупательская способность в регионах снизилась, что сказывается и на продажах книг. Кроме того, развивается офлайн-розница, только у федеральной сети «Читай-город/Буквоед» открылось более 100 магазинов за год, напоминает господин Новиков. По его мнению, на темпы роста интернет-канала повлияло и снижение активности ряда игроков, которое пока никем не компенсировалось. В то же время растет потребление электронных книг, добавляет он.
Спад темпов роста наблюдают не все участники рынка. Поводов беспокоиться за онлайн-продажи нет, уверен гендиректор «Азбуки-Аттикус» Леонид Шкурович. По его словам, у издательства сейчас около 25% продаж приходится на онлайн-канал, тогда как в Великобритании и США интернет достигает 40% от общего объема книжного рынка. Россия будет приближаться к этому показателю, считает господин Шкурович: есть все предпосылки для развития онлайн-торговли, в том числе достаточно высокое проникновение банковских карт.
Глава интернет-магазина в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» Юлия Баяндина также говорит, что ощущения спада онлайн-канала нет. Последние девять месяцев продажи в интернет-магазине растут: прирост в мае и июне по сравнению с аналогичными месяцами 2017 года составил 102% и 171%. Средний чек у покупателей стабилен, а доля интернет-магазина в отгрузках бумажных книг составляет около 15%. У Ozon.ru в первые пять месяцев 2018 года в категории книг продажи выросли на 25% к аналогичному периоду 2017 года, говорят в компании. Совладелец «Альпины Паблишер» Александр Лиманский говорит, что у издательства в апреле–мае 2018 года продажи в собственном интернет-магазине выросли на 20% к аналогичному периоду 2017 года, а через Ozon.ru — на 34%.
По данным «Книжной индустрии», в целом на интернет-канал приходится 19% в общей структуре продаж бумажных книг. Крупнейшими онлайн-магазинами в сегменте Роспечать называет Books.ru, Ozon.ru и Book24. Последний входит в группу «Эксмо-АСТ», которая, как сообщал ранее “Ъ”, в 2017 году приобрела домены еще двух книжных интернет-магазинов — Kniga.ru и Read.ru. Общий объем книжного рынка в 2017 году составил 73,9 млрд руб., включая бюджетные продажи, в 2018 году он может снизиться до 72,2 млрд, прогнозируют в «Книжной индустрии».