ОСК отдала контроль над финской верфью
В обмен на акции производителя сплавов Afarak
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) определилась с условиями закрытия сделки по продаже доли в своем единственном иностранном активе — финской верфи Arctech Helsinki Shipyard Оу. ОСК обменяет 55% в иностранной компании на акции производителя ферросплавов Afarak, входящего в группу Kermas. Решение о продаже ОСК приняла из-за сложностей в привлечении зарубежного финансирования после включения корпорации в санкционный список США. При этом корпорация сохранит за собой 45-процентную долю в верфи.
ОСК в рамках продажи контрольного пакета в финской судоверфи Arctech Helsinki Shipyard международной инвестиционной корпорации Kermas обменяет акции верфи на пакет в компании—производителе ферросплавов Afarak, сообщил глава ОСК Алексей Рахманов. Он затруднился сделать пересчет стоимости продаваемого актива, но уточнил, что речь идет «об обмене на котирующиеся акции компании». О том, что сделка будет безденежной, господин Рахманов говорил в конце мая в рамках Петербургского экономического форума. Но ОСК сохранит за собой 45% верфи, что «позволит продолжать работу и выйти из порочного круга санкций, который нам мешает», подчеркнул глава ОСК.
Afarak, вертикально интегрированный производитель ферросплавов, входит в международную группу Kermas Resources (ей принадлежит 26,9%). Afarak управляет шахтами и металлургическими предприятиями в ЮАР, Турции и Германии. Базируется в Хельсинки. Выручка в 2017 году — около €199 млн (рост 29,5%), прибыль — €6,7 млн. Крупнейшие акционеры на 31 мая — Данко Кончар (58,66% через номинального держателя Nordea Bank Ab (Publ), Suomen Sivuliike), гонконгская Hino Resources Co. (14,1%). Долговые обязательства на конец 2017 года — €87,57 млн.
В 2011 году ОСК приобрела 50% верфи STX Finland Oy и структур корейской STX Corporation, а в 2014 году полностью ее выкупила. Верфь специализируется на строительстве судов ледового класса. Согласно годовому отчету ОСК за 2015 год, выручка Arctech Helsinki Shipyard составила €145 млн. Среди проектов значилось строительство пяти ледоколов, среди которых Polaris для Финского транспортного агентства и ледокол для обеспечения морских буровых платформ для «Совкомфлота». Верфь планировала начать строительство танкера ледового класса ARC-7 для транспортировки газового конденсата для «Ямал СПГ», а также арктического круизного лайнера для японской Peace Boat.
Но после включения ОСК в санкционный список США у компании и ее структур (в том числе финской верфи) возникли сложности с привлечением финансирования в зарубежных банках. В конце 2017 финская газета Kauppalehti сообщала, что корпорация ищет партнера, продав ему долю в финской верфи. Поиск партнера был связан с необходимостью западного финансирования для строительства пассажирских лайнеров. При этом переговоры с правительством Финляндии о привлечении в капитал местных промышленников оказались безрезультатными.
В январе финская телекомпания Yle со ссылкой на источники сообщала, что международная инвестиционная корпорация Kermas, в которую входит Afarak, может стать новым владельцем контрольного пакета верфи. По данным Yle, у возможного нового собственника есть опыт судостроительного бизнеса, в частности в Хорватии, где сейчас строится танкер.