Экономика в цифрах

Тенденции

Петербург сейчас становится одним из центров цифровизации страны, и компании, работающие здесь, осознают, что им необходимо трансформироваться, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Эксперты указывают, что цифровизация подразумевает не внедрение отдельных IT-решений, а комплексную перестройку бизнеса: новые способы взаимодействия с клиентами, оптимизацию внутренних процессов, трансформацию продуктов и работы сотрудников с сотрудниками

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Денис Кожин

Большинство вызовов цифровой экономики связано с каналами передачи информации, регламентации их работы, а также платежами и налогообложением. Все это поднимает фундаментальный вопрос о способности действующей системы налогообложения функционировать с учетом изменений и новых бизнес-моделей. "К примеру, цифровизация машиностроения России создаст более 5 млн высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест. Однако в отраслях, связанных с посреднической деятельностью, сокращение рабочих мест составит более 11 млн единиц. Таким образом, цифровизация в первую очередь затрагивает тех, кто не способен создавать реальный продукт, конечную услугу. Доходность посредничества и низкоквалифицированного сопровождения деятельности будет снижаться. Ценность же тех, кто способен создавать, возрастет",— говорит директор Экспертно-аналитического центра при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Николай Калмыков.

Эксперты указывают, что цифровизация подразумевает не внедрение отдельных IT-решений, а комплексную перестройку бизнеса: новые способы взаимодействия с клиентами, оптимизацию внутренних процессов, трансформацию продуктов и работы сотрудников с сотрудниками. Сергей Хомяков, генеральный директор и вице-президент Polycom в России, полагает, что цифровизация распространяется неравномерно. Первыми ее необходимость осознали крупные компании и уже давно разрабатывают и внедряют новые решения, иначе им было бы сложно конкурировать с игроками из других стран. Согласно исследованию Deloit, в 58% компаний основными источниками инноваций являются специально созданные отделы. "Также цифровизации способствуют стартапы, которым даже не нужно трансформироваться, они уже родились в век цифровой экономики и живут по ее правилам. Более медленно цифровизация проникает в сегмент среднего и малого бизнеса, однако этот процесс уже активно идет",— говорит господин Хомяков.

Он указывает, что сегодня уже все сектора зависят от цифровизации и очень сложно выделить, какие в большей или меньшей степени. "Однако организации государственного сектора, нефтяные и газовые компании всегда находились в авангарде этого процесса, наряду с финансовыми компаниями. Вслед за ними идут ритейл и строительная отрасль",— отмечает эксперт.

Финансы впереди

Информационные технологии проникают во все сферы жизни, в том числе и в деловую среду, поэтому влияние цифровизации экономики на бизнес огромно. Наиболее серьезно оно ощущается в банковской отрасли, в сфере прозрачности налогового взаимодействия бизнеса и государства, а также в оптимизации внутренних бизнес-процессов.

Егор Кондратенко, генеральный директор компании SalesUp — System Integrator, говорит, что при цифровизации заметно растет скорость обработки заявок, если в компании автоматизирована работа с клиентами. "Сейчас все реже встретишь компании, в которых тебе перезвонят позже, чем через 10 минут, после того как ты попросил связаться. По нашему опыту, за последние полтора года больше всего активности в плане автоматизации процессов и цифровой трансформации проявляют застройщики и агентства недвижимости, как по жилой недвижимости, так и по офисной и торговой. Видимо, кризис в этой сфере в последние годы все же вынудил даже таких заядлых консерваторов сделать шаг навстречу технологиям",— говорит он. Также большой спрос на внедрение технологических новинок наблюдается в сфере услуг для населения (салоны красоты, рестораны и кафе, парки развлечений и туристические агентства). Иногда такой спрос порождает не только предложение на внедрение существующих платформ и сервисов, но и на разработку новых профильных систем для конкретной сферы.

Ольга Захарченко, руководитель Северо-Западного дивизиона группы "Ренессанс-страхование", полагает, что одним из лидером в переходе на цифровые технологии являются все сферы финансовой отрасли. Страховые компании пока в среднем немного отстают от банков во внедрении этих технологий, но в том, что касается темпов изменений, страховое дело точно находится в числе первых. "Для страховых компаний диджитализация необходима не только в силу требований рынка к росту эффективности, но и даже с точки зрения соответствия требованиям регулятора. Сроки, объемы и требования к качеству предоставления информации таковы, что без эффективной автоматизации страхования компания просто не сможет им соответствовать",— отмечает госпожа Захарченко.

Зависимость от масштаба

Виталий Фридлянд, вице-президент Fujitsu, генеральный директор Fujitsu в России и СНГ, считает, что сегодня эффективно управлять внутренними бизнес-процессами без использования информационных технологий невозможно. "Однако существует прямая зависимость между масштабом бизнеса и важностью IT для него. В наименьшей степени от цифровизации зависит малый и средний бизнес, где многое еще делается "на коленке". Возьмем для примера сферу пищевой промышленности. Маленькая пекарня с пятью сотрудниками ведет учет в формате excel-таблицы и сдает отчетность в формате 1С. Если же это обычный индивидуальный предприниматель, то его отчетность умещается в бумажной тетради. В этом случае влияние IT на бизнес минимально. Переходим к среднему бизнесу. Это небольшой хлебокомбинат, который обслуживает районные центры. Наличие у него правильно настроенной 1С-системы, нескольких небольших серверов и СХД, применение на предприятии электронного документооборота и сдача отчетности в налоговые органы в электронном формате становятся важной составляющей этого бизнеса. Крупная зерновая компания, которая работает и на экспорт, и на обслуживание крупных мегаполисов, будет иметь свою систему управления элеваторами, собственную службу транспортной логистики и хлебобулочные комбинаты. В такой компании IT-комплекс не просто должен быть очень мощным, он будет критически важной для бизнеса системой",— говорит эксперт.

Генеральный директор компании "Облакотека" Максим Захаренко полагает, что цель любых преобразований в экономике всегда одна и та же: одновременно уменьшить себестоимость и дать новый уровень качества продукта и сервиса. "Если брать физическое производство, то речь идет о роботизации, контроле и обеспечении оптимальных параметров производства продукта. Например, кроссовки Adidas после Китая опять производят в Германии, только теперь их делают уже роботы. Современное сельское хозяйство — это очень цифровизированное современное предприятие, которое дает гарантированную урожайность. Например, строится математическая динамическая модель виртуальной теплицы, которая анализирует множество параметров (освещенность, температуру, влажность, химический состав почвы) и управляет роботизированными системами так, чтобы реальные параметры были максимально близки к идеальным, вычисленным математической моделью",— говорит господин Захаренко. Он указывает, что урожайность в таких случаях рассчитывается с точностью чуть ли не до 100 граммов на квадратный метр. "Причем это не чудо, а практически повсеместно, к примеру, уже несколько лет так выращивают помидоры. В сфере услуг цифровизация работает на улучшение понимания потребностей клиентов или эффективное формирование этих потребностей. Да, пока мы пару недель видим навязчивую рекламу того, что набирали в поиске, но "вчера" реклама была вообще невпопад, все-таки качество рекламы все время улучшается. Прямо сейчас все оставленные потребителем цифровые следы анализируются, и именно они являются основой для улучшения понимания. Например, один наш партнер анализирует движение покупателей по торговым центрам и дает рекомендации по улучшению мерчандайзинга",— приводит примеры господин Захаренко.

Валерия Малышева, генеральный директор ГК "Ленстройтрест", говорит: "Внедрение новых технологий захватывает все области нашей деятельности — от финансовой и юридической до непосредственно строительной (квадрокоптеры и камеры видеонаблюдения на строительной площадке для контроля за ходом строительства, BIM-проектирование и многое другое). "Сейчас даже документы для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию можно подавать через специальный онлайн-сервис. Думаю, что в недалеком будущем мы придем к тому, что у клиентов будет возможность купить квартиру онлайн без посещения объекта вживую — с помощью цифровых технологий и виртуальных 3D-туров. Возможно, цифровизация повлияет и на традиционных агентов недвижимости, ведь любые посреднические услуги могут быть легко заменены цифровыми площадками, поэтому потенциально они могут потерять свою долю рынка",— говорит она.

Олег Пашин, генеральный директор компании "Петербургская недвижимость", с коллегой не согласен: "Рынку брокерских услуг еще далеко до полного замещения бизнеса цифровыми платформами. Как показывает практика, большинство покупателей не готово решать жилищный вопрос полностью через онлайн-каналы. Для принятия окончательного решения необходим осмотр строящегося жилого комплекса, а также личные консультации со специалистами. Это объясняется тем, что приобретение недвижимости — ответственный и "дорогой" шаг, сопровождающийся соблюдением ряда юридических формальностей".

Сошли с дистанции

Сегодня своевременная цифровизация может спасти бизнес, говорят эксперты. "В моей практике был случай, когда фирма не сошла с дистанции как раз благодаря тому, что вовремя внедрила конверсионные инструменты. И когда пошел большой отток клиентов из-за проблем в отрасли, они потеряли в продажах, но смогли удержаться на плаву, тогда как многие конкуренты закрылись. Также был случай, когда компания — производитель рюкзаков закрылась, так и не внедрив систему для отдела продаж.

Процесс стагнации бизнеса редко бывает быстрым, особенно если причина — это технологическое отставание от конкурентов. Года через полтора-два таких примеров будет больше, но сейчас мы их редко видим. И причиной схода с дистанции скорее является совокупность многих факторов, одним из которых вполне может быть отставание в технологических инструментах",— полагает господин Кондратенко.

Ольга Захарченко говорит: "Уходов с рынка по причине технологического отставания пока нет, но яркие примеры серьезных проблем с убыточностью уже появляются. Работа "на ручном приводе" больше невозможна".

"Примеры, когда фирма сошла с дистанции, не успев за прогрессом, появляются каждый день. Работает правило 80/20: 20% наиболее успешных фирм делают 80% бизнеса. Сама идеология стартапа предусматривает, что каждый год умирает огромное количество компаний, которые пытаются быть на пике технологий, но не выдерживают напора",— добавляет господин Фридлянд.

Сокращений не избежать

Максим Захаренко рассуждает: "Эффективность нужна там, где есть конкуренция. Магазину "у дома" вроде бы не требуется цифровизация, потому что его конкурентное преимущество в области физического мира — "быть в шаговой доступности", но цифровизация может поменять модель потребления — и клиенты начнут заказывать продукты через интернет с доставкой. Везде, где есть конкуренция, мы наблюдаем бум цифровизации: развлекательный контент, туризм, образование (прежде всего дополнительное), банки и финансовые сервисы, транспортные услуги (такси, каршеринг), ритейл (мерчандайзинг, программы лояльности), телекоммуникации, медицина (особенно диагностика). С одной стороны, развитие IT достигло определенной зрелости, когда стали возможны эти цифровые изменения, с другой стороны, не очень понятно, за счет чего можно сейчас конкурировать еще, кроме развития IT в бизнесе. IT — практически единственный путь развития бизнеса",— говорит он. Эксперт указывает, что в некоторых отраслях преобразования просто фантастические, например, такси полностью "уберизировалось" буквально за три года, банки, кто выжил, практически полностью оцифровались тоже за несколько лет. "Сейчас мы, боюсь, находимся на пороге ускорения цифровизации, что приведет к ликвидации профессий операционистов, водителей, машинистов, летчиков, поваров, бухгалтеров — не пройдет и десяти лет. Это сотни миллионов работающих сейчас людей в мире, но это уже другая тема",— предсказывает господин Захаренко.

Евгений Пен, председатель совета директор ОА "Единый депозитарий результатов интеллектуальной деятельности", с коллегой согласен: "В первую очередь цифровизация влияет на бизнес через услуги, которые оказывает государство. Изменения происходят на пункте обмена информацией между государством и людьми. С помощью современных технологий ускоряются и упрощаются способы взаимодействия, что положительно влияет на развитие бизнеса. В качестве побочного эффекта на горизонте трех-пяти лет будут происходить сокращения персонала, который обслуживал этот информационный поток. Речь идет про низкоквалифицированные рабочие места".

Следующее важное изменение, которое приносит цифровизация, по мнению господина Пена, это изменение бизнеса в "логистике". "Каждый заказ становится более персонализированным и кастомизированным, что приводит к сокращению складов. Товар изготавливается под конкретные требования покупателя, поэтому нет смысла его держать на складе. Никто не будет продукцию производить десятками тысяч и ждать, пока найдется покупатель",— поясняет он.

При этом Максим Захаренко полагает, что монополизм не располагает к движению "в цифру", потому что будут потреблять их продукты и услуги и так. "Коммунальная сфера даже в Москве не очень цифровизируется, информацию со счетчиков по-прежнему надо списывать на бумажку, правда, данные уже можно ввести на специальном портале. Десять дней профилактики горячей воды никуда не ушли, хотя, наверное, даже сейчас при наличии "умных" датчиков можно было прогнозировать и чинить только то, что "скоро сломается". Подключение коттеджа к газу — это сотни тысяч рублей, скорее всего, из-за мутной схемы и неэффективных расходов",— сокрушается эксперт.

"Безусловно, пока строительные компании, которые не используют современные технологии, еще могут выживать. Но темпы технологического прогресса и его проникновение в повседневную жизнь постоянно ускоряются, и через пять лет застройщики, которые не двинулись в сторону цифровизации, вынуждены будут или уйти с рынка, или все-таки внедрить их",— резюмирует госпожа Малышева.

Вся лента